Рейтинг@Mail.ru

Косметика в СССР: чего всегда не хватало в косметичке советской женщины? (30 фото)




В этой статье вы найдете информацию об истории косметической промышленности СССР, основных декоративных продуктах и парфюмерных средствах, которые использовались советскими женщинами. Содержание: 1. История советской косметической промышленности. 2. Идеально ровный тон. 3. «Эти глаза напротив…». 4. Сочные губы и румяные щеки. 5. Ногтевой дизайн. 6. Чарующие ароматы. Во все времена женщинам было присуще желание быть красивыми. Самый простой и доступный способ подчеркнуть свои достоинства и скрыть недостатки – использование декоративной косметики. Хотя представительницы прекрасного пола, юность которых припала на советский период, могли бы поспорить с этим утверждением. В СССР косметика, как и многие потребительские товары, была в жутком дефиците. Тем не менее, женщины выглядели привлекательно. Как же им это удавалось?

История советской косметической промышленности

История советской косметической промышленности»Столпы» косметической промышленности в СССР – московские фабрики «Свобода» и «Новая заря». Первая из них основана на базе парфюмерного предприятия французского подданного Альфонса Ралле. Вторая является «наследницей» мыловаренной лаборатории Генриха Брокара – российского предпринимателя с французскими корнями. Обе фабрики были открыты еще в царские времена в середине XIX века, а после революции их национализировали.

В самом начале активного строительства коммунизма женщины веди аскетичный образ жизни и работали нар

В самом начале активного строительства коммунизма женщины веди аскетичный образ жизни и работали наравне с мужчинами, поэтому на использование косметики у них просто не хватало времени. Но в 30-х годах руководство страны решило уделять больше внимания вопросам личной чистоты.Был провозглашен лозунг, что гигиена является неотъемлемым атрибутом быта культурного человека. Разумеется, это сказалось на расширении производства мыла, шампуней и прочих подобных средств. Вслед за ними «подтянулись» и декоративные продукты.В 1937 году был открыт Московский институт косметики и гигиены. Примерно в это же время начал свою деятельность Трест эфирно-жировых эссенций, возглавляемый Полиной Жемчужиной – супругой министра иностранных дел СССР Молотова. Загадочная аббревиатура «ТЭЖЭ» расшифровывалась модницами, как «тело» или «тайны женщины», им не хотелось вдумываться в ее реальное тривиальное значение.

«ТЭЖЭ» выпускал мыло, духи, тушь, помаду, пудру, крем и другую косметику. Причем ее было в избытке, а стоила она копейки. Некоторые товары выставлялись на прилавки по цене ниже себестоимости. Все служило одной цели – приучить людей ухаживать за телом. Косметика активно рекламировалась с помощью интересных плакатов в стиле соцреализма и арт-деко.

В 50-60-е годы было открыто еще несколько фабрик в крупных городах СССР – Ленинграде, Симфероп

В 50-60-е годы было открыто еще несколько фабрик в крупных городах СССР – Ленинграде, Симферополе, Краснодаре, Харькове и прочих. Но в этот период уже ощущался дефицит декоративной косметики, который впоследствии только усугублялся.Совет. Косметическое объединение «Свобода» работает по сей день. Наряду с инновациями, компания использует традиционные рецептуры. О советской косметике можно не только ностальгировать, но и попробовать ее в обновленном варианте.

Идеально ровный тонИтак, попытаемся пройти

Идеально ровный тонИтак, попытаемся пройти «путь красоты» гражданок СССР в создании макияжа. Прежде всего необходимо позаботиться о тоне лица. Стоит отметить, что тщательной маскировкой несовершенств кожи занимались по большей части актрисы. В повседневной жизни женщины не слишком активно пользовались тональными основами и пудрой, но все же в их арсенале были некоторые продукты.Интересный факт. Основным уходовым средством для кожи был крем «Детский». Он отлично смягчал и увлажнял ее. Также выпускались крема на основе натуральных компонентов – «Облепиховый», «Ланолиновый», «Ромашка» и другие.Тональная основаСамое известное советское тональное средство – крем «Балет», выпускаемый фабрикой «Свобода». Он обладал очень плотной текстурой, напоминавшей оконную замазку, и создавал на лице эффект гладкой маски. Хуже всего было то, что кожа под ним не дышала. Производился «Балет» в одном оттенке. Модницы использовали его в основном для эффектных вечерних выходов, потому что при дневном освещении он смотрелся очень грубо.

Совместно с компанией L’Оreal

Совместно с компанией L’Оreal «Свобода» выпускала тональное средство в тюбиках под названием «крем-пудра Жэмэ». Его качество было выше, чем у «Балета». Существовало три оттенка: бежевый, персиковый и натуральный. В магазинах чаще встречался последний вариант.

Кроме того, можно было найти жидкие тональные средства, помещенные в стеклянные флакончики, напомина

Кроме того, можно было найти жидкие тональные средства, помещенные в стеклянные флакончики, напоминавшие лекарственные.ПудраВыбор пудр был шире, чем ассортимент тональных средств. Все они относились к категории рассыпчатых и делились на группы в зависимости от величины частиц и наличия отдушки:• высшее качество – «Балет», «Бархатистая», «Восток»;• группа А (хорошее качество) – «Сказка», «Эллада», «Красная Москва», «Кремль»;• группа Б (среднее качество) – «Шипр», «Камелия», «Маска»;• группа В («масс-маркет») – «Фиалка», «Сирень», «Кармен».Кроме того, выпускалась пудра «Ленинградская» для жирной и нормальной кожи. Оттенки средств были стандартными – белый, желтый (рашель), телесный, розовый и персиковый. Составы тоже не отличались разнообразием. Как правило, формула включала тальк, мел, двуокись титана, окись цинка, белую глину и так далее. Больше всего модницы ценили пудру с рисовой мукой, поскольку она матировала кожу. Но в массовую продажу поступали товары, напоминающие по текстуре толченый мел. Они ничего особо не маскировали.

Отдельного внимания заслуживает упаковка пудр. В довоенный период изготавливались металлические пудр

Отдельного внимания заслуживает упаковка пудр. В довоенный период изготавливались металлические пудреницы, в том числе серебряные, с изображениями достопримечательностей СССР.

После войны металл уступил место картону и пластику. На бумажных коробочках красовались цветы, соотв

После войны металл уступил место картону и пластику. На бумажных коробочках красовались цветы, соответствующие названию продукта. Особенностью упаковок было отсутствие пуховок. Они продавались отдельно, но в очень ограниченных количествах. Более того, производители рекомендовали использовать вместо них вату, утверждая, что это более гигиенично. Весьма интересен и совет, касающийся порядка нанесения пудры: сначала на подбородок, затем вокруг рта, на щеки, лоб и нос.Верхом шика в советское время была французская компактная пудра Lancome, которую можно было «достать» с большим трудом. Простой черный корпус из пластика с узнаваемой золотой розочкой содержал зеркальце и спонж.

Пудра неплохо матировала и не осыпалась. Использовали ее по особым случаям. После окончания корпус с

Пудра неплохо матировала и не осыпалась. Использовали ее по особым случаям. После окончания корпус с зеркальцем надолго поселялся в сумочке женщины.

«Эти глаза напротив…»Следующий шаг в создании образа – макияж глаз. Советские барышни делали на них особый акцент, стараясь подражать отечественным и зарубежным актрисам. О популярном сегодня стиле nude не было и речи. Яркие тени, выразительные стрелки и длинные ресницы – обязательные элементы и для дневного, и для вечернего выхода. Причем из-за дефицита косметической продукции, модницы часто прибегали к помощи художественных товаров – карандашей для рисования и пастельных мелков.ТениС тенями в СССР ситуация была крайне сложная. Московская фабрика «Рассвет» выпускала наборы под названием «Елена». Они состояли из двух оттенков в прямоугольной коробочке. Также были трехцветные тени в футляре в форме рыбки. Встречались и большие палетки. Все тени были перламутровыми и экстравагантными – фиолетовыми, изумрудными, голубыми, бирюзовыми, розовыми. Чуть позже стали появляться варианты с бежевыми, серыми и коричневыми оттенками.

При определенных усилиях можно было приобрести польские тени Pollena Miraculum в коробочках в виде ц

При определенных усилиях можно было приобрести польские тени Pollena Miraculum в коробочках в виде цветка с надписью «Тень для век» или в наборе с сухой тушью. Выпускались и палетки из трех оттенков. Палитра была такой же яркой, что и у отечественных теней, но держались они лучше.

В период перестройки рынок заполонили польские тени Ruby Rose. Большой ассортимент перламутровых отт

В период перестройки рынок заполонили польские тени Ruby Rose. Большой ассортимент перламутровых оттенков перевешивал не очень высокое качество – они осыпались, скатывались и просто исчезали к концу дня.Тайной мечтой многих модниц был набор итальянской косметики Pupa в элегантном красном корпусе овальной формы. В него входили тени, пудра и румяна.Тушь и стрелкиПри слове тушь все женщины, жившие в СССР, вспоминают удивительный по сегодняшним представлениям продукт под названием «Тушь для бровей и ресниц Ленинград» за 40 коп. Она представляла собой твердый брусок угольно-черного цвета, помещенный в коробочку из картона и пластмассы. В комплекте шла щеточка из жесткого пластика с несколькими рядами щетинок, забивавшимися после первого применения. Многие девушки заменяли ее зубными щетками. Состав средства: мыло, стеарин, пчелиный воск, церезин, вазелиновое масло, сажа и отдушка.

Производитель рекомендовал перед использованием смочить тушь водой. Но чтобы избавить себя от лишних

Производитель рекомендовал перед использованием смочить тушь водой. Но чтобы избавить себя от лишних хлопот, дамы попросту плевали на брусок, водили по нему щеточкой, а затем прокрашивали ресницы. Все манипуляции повторялись многократно.Тушь «Ленинград» позволяла создать поистине волшебный взгляд. Ресницы получались длинными и темными. Правда, со временем тушь коварным образом осыпалась. А еще средство не было водостойким. Слезы, дождь и просто повышенная влажность приводили к появлению черных потеков под глазами. А оно попадало на конъюнктиву, то неприятные ощущения были гарантированы.Была и другая тушь – Louis Philippe. Она выпускалась в привычном для современных девушек формате. Этот иностранный продукт в голубом корпусе характеризовался насыщенным черным цветом, а еще он делал ресницы более пышными и длинными за счет ворсинок в составе.

Когда в 60-х годах в моду вошли стрелки, модницам пришлось проявлять чудеса изобретательности. В про

Когда в 60-х годах в моду вошли стрелки, модницам пришлось проявлять чудеса изобретательности. В продаже были специальные карандаши «Косметика», но стоили они дорого (около 1 руб.), да и купить их было крайне сложно. Хотя многие женщины до сих пор вспоминают их мягкость и стойкость. Большинству же приходилось довольствоваться обычными художественными карандашами. А некоторые умудрялись рисовать стрелки тушью и заточенной спичкой или тонкой кистью.

Интересный факт. В 70-80-е годы в моде были тонкие брови. Для того чтобы довести их до состояния

Интересный факт. В 70-80-е годы в моде были тонкие брови. Для того чтобы довести их до состояния «ниточек», женщинам приходилось выщипывать лишние волоски. Но купить пинцет было проблематично. Многие модницы пользовались рейсфедером – чертежным инструментом.Сочные губы и румяные щекиПоследние штрихи при нанесении макияжа – окрашивание губ и создание румянца. Классическое правило, что акцент следует делать на чем-то одном – или на глазах, или на устах, некоторые советские женщины нарушали, сочетая красную помаду с яркими тенями. Но все же у многих девушек губы были бледными.ПомадыПомады в СССР производились фабриками «Северное сияние», «Новая Заря», «Свобода» и «Невская косметика». Ассортимент цветов был не очень большой, но все они были насыщенными. А вот качество и аромат оставляли желать лучшего. Мужчины, в свою очередь, вспоминают, не слишком приятный вкус «губнушек».

Среди взрослых дам были популярны красные оттенки. Причем из-за входящего в состав пигмента кармина,

Среди взрослых дам были популярны красные оттенки. Причем из-за входящего в состав пигмента кармина, след от помады оставался на губах в течение нескольких дней. Разумеется, наносить ее следовало осторожно, чтобы не превратиться в клоуна.В 60-х годах можно было купить косметику для губ кораллового, красного, морковного, вишневого, малинового и коричневого оттенков. В 80-е появились дерзкие сиреневые, фиолетовые и флуоресцентные помады. В этот же период стало модным сочетать коричневый контурный карандаш и розовый перламутровый тон.

В качестве гигиенического бальзама для губ и прозрачного блеска советские барышни использовали вазел

В качестве гигиенического бальзама для губ и прозрачного блеска советские барышни использовали вазелин, которые выпускался в круглых жестяных коробочках. Открыть такую баночку, не повредив маникюр, было крайне сложно.

ПИз иностранных продуктов в ходу были польские помады Pollena среднего уровня и хорошие по качеству

ПИз иностранных продуктов в ходу были польские помады Pollena среднего уровня и хорошие по качеству средства рижской фабрики Dzintars. Юные девушки предпочитали польские блески для губ со вкусами и оттенками персика, сливы, клубники и, как это ни странно, ореха. Со священным благоговением женщины относились к французским помадам в сине-золотых футлярах от Christian Dior, но заполучить их могли только те, кто «имел выход» на дипломатических работников.Кроме того, в косметичках многих модниц красовались средства Pupa в оригинальном красном тюбике с выдвижным зеркальцем. Правда, к итальянскому бренду большая часть из них не имела отношения. Помады подделывали в Польше, но оттенок у них был выразительным.

Интересный факт. Отечественная косметическая промышленность выпускала

Интересный факт. Отечественная косметическая промышленность выпускала «проявляющуюся» помаду, которую сегодня назвали бы «хамелеоном». В тюбике она была ядовито-зеленой, а на губах превращалась в алую и суперстойкую.РумянаРумяна в СССР были весьма специфическими. Они имели жирную кремообразную консистенцию и насыщенные цвета – сливовый, розовый, красный.

Довольно часто женщины красили ими губы, а также поступали наоборот – наносили на щеки помаду

Довольно часто женщины красили ими губы, а также поступали наоборот – наносили на щеки помаду и растушевывали ее. Получался частично монохромный макияж. А еще вместо румян использовали розовые тени.Писком моды были румяна Este Lauder. Их можно было купить в фирменном магазине, куда попадали только по приглашениям, а также у фарцовщиков за бешеные деньги. Самое интересное, что доступен был только розовый оттенок, который подходил далеко не всем, но это не останавливало девушек.

Ногтевой дизайнЛаки для ногтей в СССР начала производить еще в 30-е годы фабрика

Ногтевой дизайнЛаки для ногтей в СССР начала производить еще в 30-е годы фабрика «Северное сияние».

Позже появились товары Московской фабрики гримировальных товаров. Продукция имела ограниченный набор

Позже появились товары Московской фабрики гримировальных товаров. Продукция имела ограниченный набор оттенков. Лаки с большим трудом наносились, но, что еще хуже, быстро слезали и портили ногтевую пластину. Стоили такие «шедевры» 40-44 копейки за флакончик.

В 80-е годы особо везучим дамам удавалось заполучить арабский перламутровый лак. А еще были средства

В 80-е годы особо везучим дамам удавалось заполучить арабский перламутровый лак. А еще были средства американского бренда KiKi. Они пестрили яркими оттенками и сверкали блестками.Чарующие ароматыВажный элемент образа советской женщины – аромат духов. В отличие от декоративной косметики с отечественной парфюмерной продукцией в СССР особых проблем не было. А вот дорогие французские духи не просто покупали, а «доставали» с большим трудом, причем их цена была сравнима с месячным заработком рабочего.»Красная Москва»Пожалуй, самый известный аромат того времени – «Красная Москва», флакон которого напоминает очертания Кремля. Эти духи были любимыми у Любови Орловой, Валентины Терешковой и практически у каждой женщины в СССР.

В композиции присутствуют цветочные и пряные ноты – роза, жасмин, гвоздика, ваниль, бергамот,

В композиции присутствуют цветочные и пряные ноты – роза, жасмин, гвоздика, ваниль, бергамот, кориандр. Духи фабрики Брокара впервые увидели свет в 1913 году под названием «Любимый букет императрицы». Парфюмер Август Мишель создал их для императрицы Александры Фёдоровны. Свое современное название «Красная Москва» получила уже после революции и национализации предприятия, на котором остался работать Август Мишель.Интересный факт. По одной из версий, Август Мишель уехал во Францию и принимал участие в создании Chanel No.5, поэтому между «Красной Москвой» и легендарным французским ароматом есть некоторое сходство.Ароматное изобилиеДругие популярные советские духи – «Наташа», «Ночная фиалка», «Красный мак», «Полевые цветы», «Белая сирень», «Ландыш серебристый», «Каменный цветок» и множество других цветочных вариаций. Им были присущи свежесть и невероятная стойкость.

Наиболее доступными из заграничных ароматов считались польские

Наиболее доступными из заграничных ароматов считались польские «Быть может» и «Пани Валевска», а также латвийские от фабрики Dzintars – «Рижская сирень», «Мираж», «Павасарис» и так далее.

Не были обделены вниманием советских парфюмеров и мужчины. Им был предоставлен широкий выбор одеколо

Не были обделены вниманием советских парфюмеров и мужчины. Им был предоставлен широкий выбор одеколонов – «Саша», «Консул», «Командор», «О’ Жен», «Шипр», «Барс», «Огни Москвы» и «Тройной». Последний содержал 64% спирта, поэтому нередко принимался мужчинами внутрь. По большей части представители сильного пола не душились парфюмом, а использовали его в качестве лосьона после бритья.

Французские духи во времена СССР невероятно ценились. О них мечтали все девушки, а те, кому они дост

Французские духи во времена СССР невероятно ценились. О них мечтали все девушки, а те, кому они доставались, использовали их очень экономно. Многие женщины, которым сегодня по 30-40 лет, помнят, как удивительно прекрасно пахли их мамы.

А помогали им в этом Climat, Chanel No.5, Magie Noire, Opium, J’ai Ose, L’Air du Temps,

А помогали им в этом Climat, Chanel No.5, Magie Noire, Opium, J’ai Ose, L’Air du Temps, Anais, Estee и многие другие ароматы, являющиеся образцами парфюмерного искусства по сей день.Создание макияжа во времена СССР было сродни приключению. Сначала нужно было добыть косметику, а затем ухитриться с ее помощью подчеркнуть свою красоту. Но однозначно можно сказать, что большинству советских женщин удавалось успешно справиться с этими задачами. В ходе нанесения косметики они придумали множество интересных уловок, часть из которых используется современными стилистами. Как бы там ни было, красивые и уверенные в себе они каждый день отправлялись строить лучшее будущее.

 

 









Добавить комментарий