Российская колея железной дороги имеет ширину 1520 мм, а европейская — 1435. Причем первоначальна наша колея была 1524 (5 английских футов), но с мая 1970 года до начала 1990-х годов железные дороги СССР были переведены на колею 1520 мм. Это было сделано с целью увеличения стабильности пути при эксплуатации грузовых поездов, повышения их скорости движения без модернизации самого подвижного состава.
Как же тогда поезда попадают из России в Европу? Посмотрим, как в Бресте, на границе с Польшей происходит перестановка с колеи 1520 мм на колею 1435 мм.
Фотографии и текст Александра «Russos» Попова
1. Самой распространённой в мире шириной колеи является 1435 мм (4 английских фута и 8,5 дюймов). Такую колею имеют железные дороги Северной Америки, Китая и Европы (за исключением стран СНГ, Прибалтики, Финляндии, Ирландии, Испании и Португалии). Именно эта ширина колеи была принята для постройки первой пассажирской железнодорожной линии Ливерпуль — Манчестер инженером Джорджем Стефенсоном. Спустя 20 лет (в 1846 году) эта колея была признана стандартом английским парламентом и должна была использоваться при постройке новых железных дорог.
На пограничных станциях для пассажирских вагонов используется так называемая перестановка — когда из под вагона выкатывают тележки одной колеи и закатывают тележки другой. Эта технология существует много десятилетий. Так же существуют системы автоматической смены ширины колеи. У нас вот уже более года ходит испанский поезд Talgo по маршруту Москва-Берлин, для которого в Бресте оборудован пункт смены ширины колеи на ходу.
2. С европейской стороны закатывают вагон сообщением Минск-Варшава.
3. Маневровый локомотив.
4. Как только вагон ставится на место, начинают менять сцепные устройства. Винтовая сцепка убирается и ставится наша каноничная СА-3.
5. Закатывают уже наш поезд.
6. Закатывают сразу несколько вагонов, а потом расцепляют и распределяют по домкратным секциям.
7. Пока вагон поднимают — тут же меняют сцепку.
8. Это вагон еще с винтовой сцепкой. Вся европа используют именно такие архаичные винтовые сцепки. Для скоростного движения они, естественно, не используются.
9. Вагоны подняли.
10. Тележки цепляются к тросу.
11. Разница между нашей и европейской колеёй всего 85 мм. В цеху проложена колея 1520 с контрельсами. Как видите, тележка с европейской колеёй вполне может на ней ехать, но только с контрельсами.
12. Закатывают уже наши тележки.
13. Европейские тележки.
14. Вся операция занимает примерно два часа на состав.
15. Белорусская железная дорога на белорусском языке называется «Беларуская чыгунка»
16. Собственно все, вагон опустили на место.
17. Операция завершилась. Смена тележке для многих поездов в Бресте происходит глубокой ночью.
18. Вагоны выдаются на широкую колею и отправляются в пункты назначения.
Вот так в Бресте происходит перестановка с колеи 1520 мм на колею 1435 мм.
Понравилась статья? Расскажи друзьям: