Руины фарфорового завода (30 фото)




Фарфоровый завод в деревне Кузяево был основан братьями Новыми еще в 1816—1824 годах. Он расположен неподалеку от Гжели и был одним из крупнейших, выпускавших фарфор и фаянс. На изделиях нередко изображались портреты царской семьи.

В 2001 году завод обанкротился, производство остановилось. Еще несколько лет назад производственные корпуса сохранялись в законсервированном виде, но в итоге дошли до аварийного состояния, и нынешние владельцы решили все что можно пустить на металлолом. Зато появилась возможность проникнуть на завод и познакомиться со всеми тонкостями керамического производства.

завод Новый вид керамические изделия заводы производство 2000 год фарфор

Фотографии и текст deletant

1. Сейчас это Раменский район, тогда — Богородский уезд Московской губернии.

До наших дней сохранилось много изделий фарфорового завода, в большинстве случаев с маркой Ивана Нового, братьев Новых и А. В. Новой. Фаянс декорировался печатными рисунками чёрной краской. На изделиях часто изображались портреты царской семьи. Особенно интересны ранние вещи, периода старшего сына Ивана, с жанровыми детскими сценками. В 1848 году заводчик Яков Храпунов женился на Агафье Новой и завод начал именоваться «Фабрикой Храпунова-Новаго в д. Кузяево». В 1856 году здесь работало 45 человек, а в 1884 — уже 285. Росписью посуды занимались местные кустари-живописцы.

После 1918 года завод был национализирован, и продолжил выпуск посуды. Самая массовая продукция в середине XX века — чайные пары с ручной росписью. Многие мастера живописи, начинавшие свою карьеру в Кузяево, позже переходили в ПО «Гжель» и достигали там заметных успехов, например выпускник Абрамцевского художественно-промышленного училища А. Н. Федотов стал главным художником.

Сейчас небольшие площадки на его территории занимают автобаза и производство дачных домиков, всё остальное брошено. Завод состоит из двух основных цехов, проходной, очистных сооружений и двух котельных. Цех обжига был одноэтажным, но имел огромную площадь.

Здесь происходила отливка и последующий отжиг керамических заготовок:

завод Новый вид керамические изделия заводы производство 2000 год фарфор

2. До сих пор сохранилось множество форм для заливки, сложенных ровными штабелями. Они представляют собой «негативы» готовых изделий и сделаны из пористого гипса:

завод Новый вид керамические изделия заводы производство 2000 год фарфор

3. Первоначально внутрь формы заливалась керамическая паста (шликер), содержавшая воду, каолин (белую глину), кварц и полевой шпат. Гипс впитывал в себя воду из соприкасающихся с ним слоёв пасты, которые в результате затвердевали. Жидкость удаляли, внутри изделия образовывалась полость. Когда через полчаса изделие застывало, его вынимали из формы.

завод Новый вид керамические изделия заводы производство 2000 год фарфор

4. Далее слепки помещали в туннельные печи, тянущиеся через полцеха. Это сложенные из кирпича коридоры, в которых при горении топлива (чаще всего — природного газа) достигалась необходимая температура.

завод Новый вид керамические изделия заводы производство 2000 год фарфор

5. Изделия в течении 24 часов проходили через три этапа обработки: разогрев, сушка и постепенное охлаждение. Аналогичные печи используются при производстве кирпича.

Согласно специфике производства, в цеху была мощнейшая вентиляция, огромные трубы которой частично сохранились:

завод Новый вид керамические изделия заводы производство 2000 год фарфор

6. Обжиг слепков производился в камерных печах фарфорового завода:

завод Новый вид керамические изделия заводы производство 2000 год фарфор

7. Печь закрывалась кирпичной дверью весом в несколько тонн. Несмотря на тяжесть дверь поворачивается на массивных петлях даже при небольшом усилии:

завод Новый вид керамические изделия заводы производство 2000 год фарфор

8. Процесс обжига происходил при температуре 800-1000°C в течение около 20 часов. Для перемещения заготовок и обожженных изделий использовали специальные тележки:

завод Новый вид керамические изделия заводы производство 2000 год фарфор

9. Обожжённые изделия отвозились на дальнюю площадку, откуда на транспортном конвейере они отправлялись в следующий цех.

завод Новый вид керамические изделия заводы производство 2000 год фарфор

10. По крытому переходу изделия доставлялись в трёхэтажное здание цеха обработки:

завод Новый вид керамические изделия заводы производство 2000 год фарфор

11. Так сегодня переход выглядит изнутри:

завод Новый вид керамические изделия заводы производство 2000 год фарфор

12. Заготовки оказывались сразу на верхнем этаже. Отсюда начинался их долгий путь вниз, до ворот отгрузки готовой продукции. Их сгружали с транспортёра, и пустые люльки возвращались обратно в цех обжига:

завод Новый вид керамические изделия заводы производство 2000 год фарфор

13. Здесь на полках хранилось множество «негативов» продукции, производимой заводом. Это не только формы для посуды, но и для различных промышленных изделий. Например, для производства изолирующих резиновых перчаток:

завод Новый вид керамические изделия заводы производство 2000 год фарфор

14. Прошедшие сортировку изделия помещались на другой транспортный конвейер. Сквозь проём в перекрытиях конвейер спускался на второй этаж:

завод Новый вид керамические изделия заводы производство 2000 год фарфор

15. Второй этаж полностью занимает художественный цех фарфорового завода. Через ползала протянулся ленточный конвейер. Здесь на изделия наносился рисунок. После этого их опускали в раствор глазури (жидкого стекла), стразу впитывавшийся внутрь фарфора.

завод Новый вид керамические изделия заводы производство 2000 год фарфор

16. В этих комнатах когда-то сидели мастера-живописцы.

Руины фарфорового завода

завод Новый вид керамические изделия заводы производство 2000 год фарфор

18. Была крошечная химическая лаборатория по получению красок. Сохранилось несколько артефактов того времени.

Руины фарфорового завода

завод Новый вид керамические изделия заводы производство 2000 год фарфор

20. А вот и образцы готовых изделий. Гжельская посуда с фирменным рисунком кобальтовой краской. Кстати, синий цвет рисунок приобретает лишь после обжига, первоначально кобальт черный:

завод Новый вид керамические изделия заводы производство 2000 год фарфор

21. По служебной лестнице спускаюсь на первый этаж. Сюда же из художественного цеха приходит лента транспортера.

завод Новый вид керамические изделия заводы производство 2000 год фарфор

22. Для высокотемпературного обжига были предусмотрены небольшие электропечи. Внутри камер происходило закрепление глазури. Происходило это при более высоких, чем при обжиге фарфора, температурах — около 1400°C.

завод Новый вид керамические изделия заводы производство 2000 год фарфор

23. При температуре около 850°С краска намертво соединялась с глазурью. В отличие от цеха обжига, здесь сохранились практически все коммуникации:

завод Новый вид керамические изделия заводы производство 2000 год фарфор

24. Из того зева выезжали готовые чашки и чайнички:

завод Новый вид керамические изделия заводы производство 2000 год фарфор

25. Если заглянуть внутрь, становится видно, что конвейер остановили и разобрали прямо с посудой внутри:

завод Новый вид керамические изделия заводы производство 2000 год фарфор

26. На складе так и осталась невостребованной последняя партия завёрнутой в бумагу готовой продукции.

завод Новый вид керамические изделия заводы производство 2000 год фарфор

27. Был в цеху и зал для партийных или профсоюзных собраний. Осмотрев этот наполненный характерными деталями объект, я покинул территорию фарфорового завода.

Руины фарфорового завода

завод Новый вид керамические изделия заводы производство 2000 год фарфор

29. Это руины фарфорового завода в деревне Кузяево.

Также смотрите « Утилизация в России » и « О коровах и роботах ».

завод Новый вид керамические изделия заводы производство 2000 год фарфор

Понравилась статья? Расскажи друзьям:









Добавить комментарий