Модная индустрия становится все более лояльной к экологии. Сооснователь социального маркетплейса брендовой одежды Oskelly Заира Келигова рассказала об основных экологических тенденциях в моде.
1 Винтаж и ресейл
Один из самых очевидных способов быть модным и не вредить экологии — внедрять в свой гардероб винтаж. Например, многие считают, что винтажные джинсы Levi’s по качеству ткани на порядок лучше современных.
А покупка вещей на ресейл-площадках позволяет радовать себя качественными обновками, на производство которых не потрачены лишние природные ресурсы. Также в последнее время стали популярны свопы — альтернативные шоппингу вечеринки, где люди обмениваются старой одеждой.
2 Биомикробное окрашивание
В процессе окрашивания текстиля в большинстве случаев применяются химикаты и тяжелые металлы, которые определенно не приносят окружающей среде пользу. Радует, что ученые разрабатывают экологичные альтернативы. Так, путем генной модификации были созданы безвредные для человека бактерии, способные окрашивать ткани в разные цвета в зависимости от вида бактерий. Надеюсь, что скоро эти разработки будут применяться в промышленном масштабе.
3 Манекены из сахара
Есть технологии, которые позволяют делать манекены из легко разлагаемого сахара, а не из пластика. Это хороший способ для офлайн-магазинов избежать применения нефтепродуктов.
4 Перешитая одежда
Изделия из однокомпонентого текстиля можно перерабатывать, но разработка способов ресайклинга смешанных тканей в настоящее время еще в процессе. А пока старые вещи из хороших материалов лучше просто перешивать.
Например, из кусков денима, при производстве и окрашивании которого используются огромное количество воды и химикатов, можно создавать новую трендовую одежду. Апсайклинг помогает снизить ресурсоемкое производство джинсы и положительно влияет на экологию.
5 Отказ от меха, кожи, мохера
Все больше брендов класса люкс отказываются от использования натурального меха. Также многие модные дома в последние годы заявили о прекращении использования экзотической кожи, а некоторые марки и вовсе никогда не использовали натуральную кожу в своих коллекциях. После петиции организации PETA в ближайшее время даже представители масс-маркета планируют больше не использовать в своих изделиях мохер.
6 Использование кожи, оставшейся от пищевого производства
Существуют бренды, которые используют для производства обуви и аксессуаров только кожу, являющуюся побочным продуктом пищевой промышленности. Таким образом, не нужно убивать животных лишь ради того, чтобы получить кожу для сумки или ботинок.
7 Альтернативные материалы
Немало брендов вкладывают деньги в разработку технологий, позволяющих использовать возобновляемое и доступное в больших количествах сырье. У Stella McCartney выходила коллекция очков, линзы которых были сделаны из семян клещевины — из них же делают касторовое масло.
Как люксовые, так и массовые бренды используют волокно Pinatex, сделанное из листьев ананаса. Например, Hugo Boss и H&M. Резину в обуви заменяют пенистым материалом, сделанным из морских водорослей. И даже отходы, остающиеся при отжиме апельсинового сока, можно превратить в ткань, не говоря уже о волокнах льна, конопли и сои.
8 Одежда и обувь из отходов
Adidas и Stella McCartney создают из переработанного пластика и рыболовных сетей обувь и одежду, которая является и технологичной, и спортивной. А заменитель кожи из отходов, которые загрязняют океан и веками разлагаются в почве, по внешнему виду мало чем отличается от натуральной кожи.
9 Экологичный хлопок и этичный шелк
При обычных методах производства хлопка используется много пестицидов и чистой воды. Органический хлопок, хотя и стоит дороже, не вреден для окружающей среды. Многие веганы не носят шелк, потому что коконы куколок тутового шелкопряда обрабатывают кипятком, а насекомые при этом гибнут. Но можно производить этичный шелк — нити для него берут из коконов, оставшихся после того, как бабочки уже появились на свет.
10 Безотходное производство
При обычных методах раскроя до 1/6 от материала становятся обрезками. На самом деле выкройки можно делать так, чтобы в отходы попадали лишь маленькие кусочки ткани. Многие прогрессивные европейские бренды, например, Christopher Raeburn, в скором времени планируют прийти к полностью безотходному производству.
В России признанный эко-лидер — Мирослава Дума. Она запустила лабораторию Fashion Tech Lab, которая занимается разработкой материалов, био- и нанотехнологий, тканей и нитей из экологичных материалов. Все это делает индустрию моды более безопасной для окружающей среды.
- Мода на экологичность: пуховик с каким наполнителем лучше выбрать, чтобы было тепло?