Как производят самолет Сухой Суперджет 100 (38 фото)




Суперджет 100 — это, пожалуй, один из самых неоднозначных проектов в отечественном авиапроме. Сотни авиационных «специалистов», ломая клавиатуры, обсуждают его на форумах и высказывают свои экспертные мнения. А между тем в Комсомольске-на-Амуре на заводе КнАФ уже собирается 33 машина по счету. Ну, собака лает, а караван идет.

Тут стоит отметить, что освоение новой техники всегда сопряжено с определенными трудностями. У самолета еще есть детские болезни, которые «Гражданские самолеты Сухого» оперативно устраняет и доводит строящиеся и эксплуатируемые машины до нужной кондиции. Кстати, все борты того самого Boeing 787 Dreamliner из-за проблем с аккумуляторами стоят на земле как минимум до лета. А история коммерческого успеха А320 началась тоже не очень гладко.

Так что я уверен, что у Сухого все еще впереди. Главное, те люди, с которыми я общался, любят эту машину. Любят на ней летать, обслуживать и доводить до ума. Они строят самолеты, в отличие от других КБ, где только гордятся тем, что там когда-то строили самолеты…

Давайте перенесемся на Дальний восток и посмотрим как производят самолет Сухой Суперджет 100.

Также читайте статьи « Самолет нового поколения Boeing 787 Dreamliner », « А380 — самый большой самолет в мире ».

  Фотографии Александра Попова   Сборка готового изделия поделена на девять участков, где

Фотографии Александра Попова

Сборка готового изделия поделена на девять участков, где происходят определенные монтажные операции. Шесть площадок находятся в цехе окончательной сборке (ЦОС) самолета. На этой панораме вы можете увидеть участки ЦОСа со второго по шестой. Первый не видно, он спрятался за центральным самолетом. Цех окончательной сборки — место, где тысячи деталей будущего самолета соединяются в единое целое, чтобы стать прекрасной железной птицей, начиненной электроникой и самыми современными системами. (Кликабельно, 2719×900 px):

  Но все начинается здесь — на первом участке. На фюзеляж, который привезли уже собранным из це

Но все начинается здесь — на первом участке. На фюзеляж, который привезли уже собранным из цеха сборки фюзеляжа, навешивают двери, монтируют стабилизатор и киль:

  Но собрать конструкцию самолета — это еще даже не половина дела — это как раз самое простое.

Но собрать конструкцию самолета — это еще даже не половина дела — это как раз самое простое. А дальше начинается очень сложная и ответственная работа по разводке жгутов и монтажу электрической сети будущей машины. Работы ведутся в три смены — круглосуточно, а в смену выходит около 300 основных рабочих.

 Центроплан самолета . На втором участке к нему будут пристыкованы отъемные части кры

Центроплан самолета. На втором участке к нему будут пристыкованы отъемные части крыла (ОЧК). А в самом центроплане находится один из топливных баков. Еще два — в консолях крыла. Общий запас топлива для двух версий самолета (B — базовой и LR — увеличенной дальности) — 12 690 килограмм:

  К слову, за прошедшие 25 лет было выпущено 74 машины Ту-204 и 24 самолета Ил-96 соответственн

К слову, за прошедшие 25 лет было выпущено 74 машины Ту-204 и 24 самолета Ил-96 соответственно. ГСС же с 2008 года уже выпустили 25 машин, как опытных, так и серийных. Почувствуйте разницу.

Носовая часть, а также хвостовая секция и стабилизатор производятся в Новосибирске. До Комсомольска они доезжают по обычной дороге на трейлере. Сейчас одна из главных задач при сборке самолета — разгрузить цех окончательной сборки от монтажных операций, которые можно выполнить на других площадках.

   Основной проблемой отечественного авиапрома  во все времена являлась электроп

Основной проблемой отечественного авиапрома во все времена являлась электропроводка и двигатели. Здесь же, кажется, их удалось решить. На Суперджете 100, который, по сути, является летающим компьютером, общая длина всей электрической сети составляет десяток километров. И процесс ее монтажа является очень трудоемким и времязатратным, который потом требует тщательных и скрупулезных проверок. Традиционно раньше (например, на Ту-154), после прокладки жгута вручную заделывали разъемы, прозванивали и маркировали их. Работа адская. И, как обычно, на таких монотонных и ответственных работах, заняты девушки:

  Поэтому большие силы сейчас брошены на модернизацию кабельной сети. Жгут — это пучок проводов

Поэтому большие силы сейчас брошены на модернизацию кабельной сети. Жгут — это пучок проводов от двух до нескольких десятков или сотен жил. Обычно на одном конце размещен один или несколько разъемов, а дальше жгут разветвляется для подключения к разным приборам и системам.

  Герметизация швов вертикального хвостового оперения. Оно изготавливается в Новосибирске , но

Герметизация швов вертикального хвостового оперения. Оно изготавливается в Новосибирске , но без части элементов систем (гидравлические трубопроводы и привода, электрожгуты и т.п.). Поэтому после монтажа систем в ЦОСе в некоторых местах данного оперения требуется герметизация:

  На втором участке происходит стыковка фюзеляжа с крыльями — специальная система выставляет и

На втором участке происходит стыковка фюзеляжа с крыльями — специальная система выставляет и фиксирует их относительно друг-друга, обеспечивая необходимую стреловидность и поперечную V (угол между плоскостью хорд крыла и поперечной осью самолета, если смотреть на самолет спереди):

  Машина с номером 95036 собирается для мексиканской авиакомпании Interjet. На ней монтаж элект

Машина с номером 95036 собирается для мексиканской авиакомпании Interjet. На ней монтаж электрожгутов был осуществлен уже при сборке фюзеляжа, что позволило еще больше разгрузить ЦОС и уменьшить время нахождения каждой машины на участке:

  Основные опоры могут иметь одно из двух исполнений: четырехколесная тележка или двухколесная.

Основные опоры могут иметь одно из двух исполнений: четырехколесная тележка или двухколесная. Выбор типа основной опоры определяет Заказчик. Узлы навески различных опор унифицированы, а выбор размера ниши шасси основан на необходимости размещения в ней любой опоры:

  Монтаж закрылок:

Монтаж закрылок:

  Третий участок. Здесь завершаются работы по электросистеме.  (Кликабельно, 1920×

Третий участок. Здесь завершаются работы по электросистеме. (Кликабельно, 1920×1200 px):

  На тот момент в производстве находилось девять самолетов, которые собирались для авиакомпаний

На тот момент в производстве находилось девять самолетов, которые собирались для авиакомпаний Interjet (Мексика), Газпромавиа, Sky Aviation (Индонезия), Аэрофлот, Lao Central (Лаос). (Кликабельно, 1920×1200 px):

  Первоначально такт (нахождение самолета на участке) составлял 30 дней.

Первоначально такт (нахождение самолета на участке) составлял 30 дней.

  Сейчас 15, а к концу года такт планируется сократить до 10 дней, что позволит выпустить в это

Сейчас 15, а к концу года такт планируется сократить до 10 дней, что позволит выпустить в этом году около 30 самолетов. А в следующем году такт будет еще меньше, что позволит выйти в будущем на выпуск 60 самолетов в год. Сложно, но реально. (Кликабельно, 2719×900 px):

  Пятый участок. Здесь уже почти готовый самолет. Завершается монтаж авионики и бортовых систем

Пятый участок. Здесь уже почти готовый самолет. Завершается монтаж авионики и бортовых систем. Проводится проверка гидросистемы:

  Пилон двигателя представляет собой титановую коробку. Он получился очень легким, компактным и

Пилон двигателя представляет собой титановую коробку. Он получился очень легким, компактным и с минимальным количеством деталей:

  Законченная электропроводка самолета и его сердце —  блоки автопилота и бортового комп

Законченная электропроводка самолета и его сердце — блоки автопилота и бортового компьютера. Самолет сертифицирован как Protected Aircraft. Аналогичные сертификаты имеют самолеты семейства А320, А330, А340, А380 и Dassault Falcon 7X. Это означает, что система управления Суперджета следит за действиями пилотов и не дает им выйти на недопустимые режимы полета. Причем на данный момент среди выпускаемых моделей на данном самолете установлена самая навороченная система ЭДСУ (электродистанционная система управления):

  Для обеспечения электроэнергией и давлением в гидросистемах в случае отказа двигателей, преду

Для обеспечения электроэнергией и давлением в гидросистемах в случае отказа двигателей, предусмотрен ветрогенератор, который автоматически выпускается в поток воздуха, и подает необходимый ток в систему управления:

  Из цеха машины выходят с таким салоном. Далее борт летит в Ульяновск, в Венецию или Чехию (за

Из цеха машины выходят с таким салоном. Далее борт летит в Ульяновск, в Венецию или Чехию (зависит от пожелания заказчика) для установки интерьера и покраски самолета в корпоративные цвета авиакомпании-заказчика:

  Передняя часть кабины около входных дверей. Вообще, меня поразило, что абсолютно все разъемы

Передняя часть кабины около входных дверей. Вообще, меня поразило, что абсолютно все разъемы до соединения снабжены заглушками и упакованы в пакетики. И, пожалуй, из всех производств, где я когда-либо был, это одно из самых красивых:

  Кабина пилотов в процессе монтажа авионики. Авионика произведена французской фирмой Thales, к

Кабина пилотов в процессе монтажа авионики. Авионика произведена французской фирмой Thales, которая также делает ее и для Airbus:

  Невероятно красивые красные чехольчики на Рудах. А зеленая поверхность на панели приборов — э

Невероятно красивые красные чехольчики на Рудах. А зеленая поверхность на панели приборов — это защитная пленка:

  Техническая защита от несанкционированного открытия форточки на период окончательной сборки.

Техническая защита от несанкционированного открытия форточки на период окончательной сборки. Веселые люди работают тут — они усилили ее замком

Ну, вы же помните фильм «Мимино»?

  Основное при сборке самолета — выдерживать такты. Все операции строго нормированы, и многое з

Основное при сборке самолета — выдерживать такты. Все операции строго нормированы, и многое зависит от поставщиков комплектующих. Наладить с ними работу, привезти все запчасти и вовремя поставить к рабочему месту — то еще искусство!

  Уникальность самолета Сухой Суперджет 100 в том, что впервые в мире для самолетов такого клас

Уникальность самолета Сухой Суперджет 100 в том, что впервые в мире для самолетов такого класса была создана цифровая электродистанционная система управления без тяжелой механической аварийной системы. За рубежом только один самолет имеет такую же систему управления — А380 . Элероны и рули высоты приводятся в действие двумя электрогидроприводами (на фотографии как раз привод руля высоты), где каждый из них работает от разных гидросистем:

  Хвостовые двери и герметичный шпангоут. Справа, около переборки, стоит аварийный самописец. Э

Хвостовые двери и герметичный шпангоут. Справа, около переборки, стоит аварийный самописец. Это уже шестой участок:

  Часть системы кондиционирования воздуха:

Часть системы кондиционирования воздуха:

  Монтаж радиолокатора. Начиная с машины с серийным номером производителя 95025 (версия Full дл

Монтаж радиолокатора. Начиная с машины с серийным номером производителя 95025 (версия Full для Аэрофлота) локатор на Сухого Суперджет 100 будет показывать сдвиг ветра:

  На шестом участке монтируют двигатели и ставят самолет под ток. В зимнее время на этот участо

На шестом участке монтируют двигатели и ставят самолет под ток. В зимнее время на этот участок ставят следующий борт только после того, как его заправили керосином и проверили на чистоту баки. Затем самолет взвешивают после заправки и слива топлива, вычисляют несливаемый остаток. (Кликабельно, 1920×1200 px):

  Как рассказали летчики-испытатели, двигатель SaM146 показал в эксплуатации поразительную наде

Как рассказали летчики-испытатели, двигатель SaM146 показал в эксплуатации поразительную надежность. В апреле 2012 года в рейсовом полете при заходе на посадку в Шереметьево самолет столкнулся с перелетным гусем. Гусь (не чета голубям и прочим мелким птицам) попал в левый двигатель. Удар пришелся в вентиляторную ступень компрессора низкого давления. Она его (гуся) раскрутила и выбила наружу через холодный контур. При этом чуть-чуть загнулись концы нескольких лопаток вентиляторной ступени, а сам двигатель продолжил работать без замечаний. В другом полете один двигатель поймал три чайки, а второй, почти сразу, две. Силовая установке пережила и это.

  Все сборочные работы в ЦОСе почти завершены. Шестой участок передает эстафету первому, где то

Все сборочные работы в ЦОСе почти завершены. Шестой участок передает эстафету первому, где только-только начинают собирать новый борт. А выпускник отправляется на приемку и проверку всех систем:

  Далее самолет ждут заводские испытания и первый полет. На данный момент 10 машин находятся в

Далее самолет ждут заводские испытания и первый полет. На данный момент 10 машин находятся в эксплуатации у Аэрофлота, 2 машины у Якутии. Один у индонезийской авиакомпании Sky Aviation, и еще один у лаосской Lao Central. (Кликабельно, 1920×1200 px):

  Самолет с увеличенной дальностью SSJ 100LR. Опытный экземпляр (95032) совершил первый вылет 1

Самолет с увеличенной дальностью SSJ 100LR. Опытный экземпляр (95032) совершил первый вылет 12 февраля 2013 года. А это уже серийная модель (92033) которая будет поставлена Газпромавиа. (Кликабельно, 1920×1200 px):

  В ангаре еще один самолет для мексиканской Interjet. Этот, с серийным номером 95028, впервые

В ангаре еще один самолет для мексиканской Interjet. Этот, с серийным номером 95028, впервые поднялся в воздух 24 марта 2013 года:

  Панорама. В центре — машина 95025 — версия full для Аэрофлота. Это была экскурсия на производ

Панорама. В центре — машина 95025 — версия full для Аэрофлота. Это была экскурсия на производство самолета Сухой Суперджет 100. (Кликабельно, 2642×900 px):

  Понравилась статья? Расскажи друзьям:

Понравилась статья? Расскажи друзьям:









Добавить комментарий