В биографии художницы Фахлельниссы Зейд (1901-1991) есть и такая страница. Как-то, в 1980-х годах, она написала известному бизнесмену из США с просьбой написать его портрет.
Раньше они никогда не виделись, а картину в полный рост она делала по фотографии, которую мужчина ей прислал. На картине, прямо на груди в белой рубашке и смокинге она написала имя бизнесмена на арабском – Дональд Трамп.
Жизнь Зейд удивительна и многогранна. Эта женщина совмещала в себе так много: жена посла, мать и художник. По биографии этой волевой и сильной, но всё же чуткой и привлекательной женщины можно написать роман.
Фахлельнисса – принцесса от рождения, рожденная в семье османских аристократов. За свою жизнь она видела, как менялась Турция, ей выпал шанс одной из первых обучаться в стамбульской Академии изобразительных искусств. Зейд была первопроходцем, она одна из тех немногих, кто проложил дорогу для женщин-художников. Она стала женой иракского посла. Какое-то время жила в Берлине, именно на эти годы пришлось становление нацизма.
Несмотря на многие заслуги и удивительную жизнь, не всегда Зейд было легко. В 14 лет её старший брат, который был ей надежной поддержкой, был отправлен в тюрьму по обвинению в убийство собственного отца. В первом браке была несчастна и даже потеряла первую дочь из-за скарлатины.
Второй брак стал для Зейд спасением, даже со свекровью она стала очень близка. Но счастье продлилось недолго. Иракский переворот 1958 года лишил женщину семьи. Долгое время Фахлельнисса страдала от страшной депрессии, которая отголоском преследовала её всю жизнь. Иногда ей становилось легче в Париже, где она искала вдохновения для новых работ.
«Она была очень привилегированная с одной стороны, но все равно ей пришлось противостоять огромному количеству проблем, большему, чем остальным людей. Невзгоды ужесточили ее и искусство стало способом обработки этих переживаний».
В работах Зейд объединились Восток и Запад, прошлое и настоящее. В геометрических формах и ярких красках можно найти элементы из традиционных орнаментов исламского, арабского, византийского и персидского стилей, а также отпечаток, оставленный Второй мировой войной. «Я потомок четырех цивилизаций. В моем автопортрете … рука персидская, платье византийское, лицо критское и глаза восточные. Но я не знала об этом, просто так рисовала».
Картины Зейд высоко ценились по всему миру. Её творчество представлялось на крупных выставках в Лондоне, Париже и Нью-Йорке. Особую славу ей принесла картина «Мой ад», размером 5х6 метров.