Наше отечественное кино в разы уступает по популярности в мире. Однако работы наших режиссеров были не раз оценены профессионалами и награждены престижными премиями. Предлагаем Вашему вниманию подборку кинофильмов СССР и современной России, которые собрали больше всего наград.
«Война и мир», «Оскар», 1968
Наш первый «Оскар» в художественном кино завоевала «Война и мир» Сергея Бондарчука (само собой, как лучшая иностранная картина). Это выдающаяся работа, в которой занято множество прекрасных актеров. Четырехсерийную эпопею делали шесть лет, в массовке были заняты тысячи человек. В фильме снимались, к примеру, целые воинские подразделения, переодетые в мундиры наполеоновской эпохи. Еще: «Золотой глобус», 1969, Лучший иностранный фильм. Московский кинофестиваль — большой приз Премия Национального совета кинокритиков США за лучший фильм на иностранном языке
«Дерсу Узала», «Оскар», 1975
«Дерсу Узала» — совместный советско-японский проект. Режиссер Акиро Куросава снимал его на русском языке с русскими актерами и по русской классике — книгам Владимира Арсеньева. В нем есть потрясающе красивая тайга, мудрец с чистым сердцем Дерсу Узала и глубокий смысл. Еще: Московский кинофестиваль, Золотой приз и премия ФИПРЕССИ Премия Союза испанских кинокритиков за лучший иностранный фильм Премия французских кинокритиков за лучшую актерскую игру (Максим Мунзук)
«Москва слезам не верит», «Оскар», 1981
Фильм «Москва слезам не верит» Владимира Меньшова ни за что не прошел бы мимо оскаровского комитета. Он был кассовым и рассказывал историю сильной личности — все это так любят на Оскаре. «Москва» — настоящий хит про искреннюю героиню, добившуюся успеха, несмотря на все трудности, и про любовь, которая сметает социальные преграды.
«Утомленные солнцем», «Оскар», 1995
«Утомленные солнцем» Никиты Михалкова — последний на сегодня художественный фильм из России, получивший Оскара. Все в этой киноленте прекрасно: и подмосковная дача, и молодой Олег Меньшиков, и рвущий душу трагический сюжет, в котором соединились человеческие страсти и жестокие силы истории, перемалывающие судьбы. Еще: Канны, Гран-при Канны, приз экуменического жюри
«Летят журавли», «Золотая пальмовая ветвь» в Каннах, 1958
«Летят журавли» Михаила Калатозова — единственный российский обладатель главного приза Канн — «Золотой пальмовой ветви». Фильм про Великую отечественную войну, но здесь нет героических подвигов под пулями. Режиссер показал, как страшна война, через историю обычной женщины. Кстати, два дня на съемочной площадке провел Клод Лелуш, тогда 19-летний оператор, приехавший в Москву снимать документалку. Потом он говорил, что «Летят журавли» перевернули его жизнь и влюбили в художественное кино. Еще: Канны, Особое упоминание
«Великий перелом», Гран-при в Каннах, 1946
Что касается советского и российского кино, то жюри в Каннах было более щедрым на вторую по важности награду — Гран-при. Первым удостоился ее советский фильм «Великий перелом» Фридриха Эрмлера. Он рассказывает о битве за Сталинград, одной из крупнейших и тяжелейших битв в истории войн, которая продолжалась больше полугода.
«Солярис», Гран-при в Каннах, 1972
На счету Андрея Тарковского два Гран-при и много других призов в Каннах. Первый Гран-при ему принес «Солярис» по роману Станислава Лема. Правда, Тарковский убрал из сюжета почти все фантастическое, но добавил новых философских смыслов. В «Солярисе» он исследовал темы вины и любви. Лем ругался и говорил, что Тарковский снял «Преступление и наказание», а не «Солярис». Еще: Канны, Приз международной ассоциации кинокритиков (ФИПРЕССИ) Приз на XXVIII Международном кинофестивале в Карловых Варах
«Сибириада», Гран-при в Каннах, 1979
У «Сибириады» Андрея Кончаловского масса достоинств: это отличные актеры, захватывающая история нескольких поколений двух семей — кулаков и бедняков, отличная музыка и красота кадра. У него были хорошие шансы на «Золотую пальмовую ветвь», если бы не мощная конкуренция в лице «Апокалипсиса сегодня» Копполы, который и отхватил главный приз.
«Жертвоприношение», Гран-при в Каннах, 1986
А от этого фильма оскаровское жюри убежало бы как от огня. Сюжетом о старике-актере, который пожертвовал своим маленьким миром и семьей ради спасения от войны, Андрей Тарковский дал бесконечную тему для споров. Что это: притча о вере или неверии, о предательстве или преданности? Еще: Канны, приз за художественный вклад Канны, приз международной ассоциации кинокритиков (ФИПРЕССИ) Британская академия (BAFTA), Лучший фильм на иностранном языке
«Покаяние», Гран-при в Каннах, 1987
Кино Тенгиза Абуладзе рассказывает о тиране, в котором мы узнаем узнаем черты самых страшных диктаторов мира. Сюрреалистические детали, вроде рыцарей в латах на улицах современного города, не заслоняют главного — нельзя забывать страшных страниц истории, иначе они повторятся вновь. Еще: Канны, приз международной ассоциации кинокритиков (ФИПРЕССИ) Канны, приз экуменического жюри Ника, Лучший фильм
«Восхождение», «Золотой медведь» на Берлинале, 1977
Фильм рассказывает о судьбе двух партизан, попавших в плен к фашистам. Чтобы снять эту непростую историю по повести «Сотников» режиссеру Ларисе Шепитько пришлось выдержать настоящую битву. «Сама проза писателя-фронтовика Василя Быкова — острая, колючая, обжигающая правдой — была, мягко сказать, не в чести. (…) И еще до того, как Шепитько обратилась в Госкино со своим предложением, эта затея была уже однажды безоговорочно пресечена. Но тут-то на пороге Госкино и появилась Лариса Шепитько с горящими глазами, взгляд которых невозможно выдержать даже и несколько секунд», — рассказывает искусствовед Валерий Фомин в статье «Я разбилась в кровь». Еще: Берлинский кинофестиваль, приз ФИПРЕССИ
«Иваново детство», «Золотой лев» на Венецианском кинофестивале, 1962
Детство 12-летнего Ивана закончилось в тот день, когда у него на глазах фашисты расстреляли мать и сестренку. Отец мальчика погиб на фронте. Оставшись сиротой, Иван уходит в воинскую часть и становится неуловимым разведчиком, смелость которого подпитывается мечтой о мести. Андрей Тарковский снял пронзительное и прекрасное кино о мальчике, потерявшем детство. Еще: Международный кинофестиваль в Сан-Франциско, приз «Золотые ворота» Международный кинофестиваль в Сан-Франциско, Лучший режиссер (Андрей Тарковский)
«Урга — территория любви», «Золотой лев» на Венецианском фестивале, 1991
Никита Михайлков взял почти анекдотическую жизненную ситуацию — степной монгол поехал в город за средствами предохранения, так как по закону он не имел права иметь больше трех детей. Он сделал из нее произведение искусства, насыщенное добротой, человечностью и состраданием, проповедующее терпимость и понимание между народами. Еще: Венецианский кинофестиваль, приз Международной католической организации в области кино (OCIC) Европейская киноакадемия, Лучший фильм Кинотавр, главная премия по итогам рейтинга
«Возвращение», «Золотой лев» на Венецианском фестивале, 2003
Победу «Возвращения» на Венецианском фестивале кинокритики назвали сенсационной. И действительно, никому не известный начинающий режиссер произвел настоящий фурор — его сложная картина о трагедии взаимоотношений отцов и детей взяла главный приз в Венеции и стала лучшим дебютом, а также собрала еще кучу наград помельче. Еще: Венеция, награда CinemAvvenire за лучший дебютный фильм Венеция, премия Серджио Трассати Европейская киноакадемия, Европейское открытие года (Андрей Звягинцев ) «Ника», Лучший фильм
«Левиафан», «Золотой глобус», 2015
Ни одна российская картина последних нескольких лет не вызывала столько споров как «Левиафан». Как бы кто не относился к этой тяжелой социальной драме, нельзя не отметить, что она была высоко оценена критиками. «Левиафана» номинировали на «Оскар», а незадолго до того он получил премию «Золотой глобус» как лучший иностранный фильм. Еще: Каннский кинофестиваль, Лучший сценарий Ника, Лучшая женская роль (Елена Лядова )