Поздняя осень и зима означала для крестьян время развлечений. Летом ходить в гости было некогда — нужно было заниматься хозяйством, а осенью работа отходила на второй план, и сельчане устраивали пиры. Какие блюда и напитки были популярны у жителей Коломенского в конце XIX — начале XX столетия рассказала и показала специалист отдела хранения и выставочной работы музея-заповедника «Коломенское» Светлана Гусева.
«Капустные короли»
Коломенские крестьяне считались зажиточными и были ближе к мелким предпринимателям, чем к традиционным русским крестьянам средней полосы. Село находилось близко к Москве, и горожане покупали у сельчан продукты, поэтому выгоднее было выращивать овощи, а не сажать зерновые культуры. В основном жители Коломенского выращивали и солили капусту, благодаря чему получили прозвище «капустные короли».
Зажиточность огородников определяла их быт. Они хорошо одевались, хорошо питались и могли себе позволить жить с шиком, характерным для своего сословия.
Время гостей, пиров и свадеб
Досуг крестьян зависел от времени года. Весной жители села готовились к посеву, летом — выращивали урожай, ранней осенью — занимались его уборкой. Поздней осенью еда уже была заготовлена, сельчане отдыхали после страды, поэтому конец осени считался временем веселья, пиров и сватовства. Песни, танцы и игра на музыкальных инструментах, характерные для осени, плавно перетекали в рождественские гуляния и колядки.
Важным элементом русской традиционной культуры была общинность. В определенные дни устраивали братчину — совместную трапезу, в которой участвовала вся деревня. Как сейчас перед походом или пикником принято приносить что-то из продуктов, так и в давние времена нужно было внести свою долю — ссыпь. Домохозяин давал мешочек крупы — и варилась каша на всю деревню, приносил немного муки — и пекся огромный каравай, который тоже ели вместе.
На многие православные праздники тоже было принято ходить в гости и устраивать общую трапезу. К примеру, на Рождество Пресвятой Богородицы (21 сентября) родственники проверяли, как молодожены освоили быт — хозяин потчевал гостей пивом, а хозяйка готовила обед. Покров (14 октября) открывал сезон сватовства и свадеб — семья жениха приходила в гости к невесте и оценивала, насколько хорошо она готовит. Главным зимним праздником, когда за столом собиралась вся семья, было Рождество.
Суточные щи и картошка в мундире
Самые популярные блюда конца XIX — начала XX столетия упоминаются в этнографии села Коломенского, села Дьяково и деревни Садовая слобода «Осчастливленные стариной». В основу работы вошли полевые исследования Марины Зениной, которые она проводила в 1990—2000 годах, а также данные из архива музея «Коломенское» и предметы из его фондов.
На завтрак ели молочную кашу, а на обед в больших чугунах варили щи из кислой капусты. Щи готовили по особому рецепту — их не доваривали и ставили на ночь на мороз, а на следующий день разогревали в печи. Так как щи ели только через сутки, они получили название «суточные». Щи наливали в большую глубокую миску, и все члены семьи по кругу черпали их деревянными ложками. Приготовленных за раз щей семье хватало и на обед, и на ужин, а иногда и на следующий день.
Конечно, на столе присутствовали блюда из картофеля, например, картошка в мундире с солеными огурцами: «Картошка своя до весны оставалась, она была рассыпчатая, белая как сахар, ее сварят, маслом подсолнечным польют, огурец соленый — вкусно». Блюдо простое, но, пожалуй, одно из самых любимых и сегодня. Еще из картофеля делали запеканку — она называлась «драчена». Картофель нужно было потолочь с молоком и запечь. В блюдо добавляли лук и подсолнечное масло.
Уклад жизни не позволял хозяйке готовить блюда, за которыми постоянно нужно следить, поэтому чаще всего они подолгу томились в печи. Так делали калашник — запеканку из белого хлеба, вымоченного в молоке. В нее добавляли много взбитых яиц и сахара. «Калашником» также называли запеканку из риса.
В народной кулинарии были популярны каши, которые были настолько густыми, что больше напоминали пироги. В одних областях это мог быть манник — запеканка из манки, в других — пшенник, запеканка из пшена и сметаны.
Пироги пекли каждый день — с капустой, малиной или яблоками. Из ржаной муки — в будни, из пшеничной — по воскресеньям. Большие пирожки называли «пироженьчиками».
Пасха с «узюмом» и пироги с медом
В праздничные дни закуски были более разнообразными. На первое был суп, на второе — каша или лапша. На Рождество, когда заканчивался пост, тушили свинину, делали студень (блюдо из сгустившегося охлажденного говяжьего бульона с кусочками мяса) или рубец. Есть несколько вариантов приготовления этого блюда. Один из них — суп — часть желудка коровы, отваренная со специями и кореньями.
Другой вариант — подобие колбасы — свернутый трубочкой коровий желудок, набитый кашей и порезанный ножом. Еще готовили курники — открытые пироги с начинкой из мяса, курицы, картофеля и грибов.
На Масленицу пекли блины. Некоторые жители Коломенского готовили их по необычному для нас рецепту: «Немного лучку на сковородку, потом тесто». На Пасху красили яйца и делали творожную пасху с «узюмом», которую украшали восковым цветком.
Любимым лакомством детей были варенье, намазанные медом пироги, пряники, сушки и шоколад. На десерт подавали молочный кисель в форме кубиков. Маленьким детям давали растертые бутылкой баранки.
Пиво, наливки и квас Ни одно застолье не проходило без традиционного славянского напитка — пива.
Помимо пива, из алкогольных напитков на столе было красное вино, наливки и самогон. В те времена девушки вино не пили, а женщины могли выпить рюмку.
Алкоголь хранили в больших бутылях, при этом жители Коломенского пили в меру. Старообрядцы вообще не употребляли спиртное.
Из безалкогольных напитков пили квас, молоко и чаи. Жители села также упоминают грушевый квас, который держали в ведрах.