Как работает интернет в метро (22 фото)

Помнится где-то в начале 2013 было озвучено, что в конце года бесплатный вай-фай появится на Кольцевой линии в Москве, а в следующем — уже на остальных. Мы тогда посмеялись и забыли. А вот тут, внезапно, он появился.
Для того, чтобы разобраться, как работает интернет в метро, я обратился в фирму, которая им занимается.

  Фотографии и текст Александра Попова   К моему удивлению, на все вопросы по установке и эксп

Фотографии и текст Александра Попова
К моему удивлению, на все вопросы по установке и эксплуатации сети в итоге отвечал генеральный директор фирмы МаксимаТелеком Борис Вольпе. А чтобы увидеть процесс монтажа оборудования на составах своими глазами, я также побывал в депо «Северное».
С Борисом мы встретились на станции «Белорусская»-кольцевая. Днём осмотреть оборудование, стоящее в тоннелях, конечно, нельзя. Так что идём в ближайшее кафе вести «технические» беседы. На мой невысказанный вопрос Борис ответил, что сам часто пользуется метрополитеном, а в будни к себе на работу с севера Замоскворецкой линии ездит только на метро.
«Метро — это быстро и удобно. У меня есть, и уже давно, машина с водителем, но на ней я буду ехать к „Добрынинской“ очень долго и непредсказуемо. Я ценю своё время и поэтому пользуюсь метрополитеном».
Интернет в вагонах метро был и раньше, от одного из сотовых операторов. Он даже иногда работал. В вагонах имелась точка доступа с уникальным именем. Выходя из одного вагона и входя в другой, её требовалось искать всякий раз заново и вновь устанавливать соединение. При этом существовали проблемы с каналом тоннель—поезд, для которого использовался излучающий кабель, работавший по технологии 2G/3G. Соответственно, как кто-то верно заметил, Wi-Fi в вагоне был, а вот интернет не всегда.
Сейчас используется принципиально новая система. По сути это радиоканал между базовыми станциями в тоннеле и головными вагонами поезда. К базовым станциям протянута оптика — она гораздо дешевле и проще в обиходе, чем капризный излучающий кабель. А в самом вагоне стоит «обычная» точка доступа, раздающая интернет.

В истории мирового опыта было всего два случая установки Wi-Fi в метро , но только на станциях — так

В истории мирового опыта было всего два случая установки Wi-Fi в метро , но только на станциях — так делали в Торонто и Лондоне. Насколько мне на сейчас известно, высокоскоростной доступ к интернету в вагоне поезда впервые в мире был реализован на Каховской линии Московского метро.

  По желанию заказчика (Метрополитена) Wi-Fi делают только в поездах. На данный момент решили не

По желанию заказчика (Метрополитена) Wi-Fi делают только в поездах. На данный момент решили не превращать станции в филиалы фастфудов, сидя в которых можно скачать из Всемирной паутины всю необходимую информацию. Покрыть интернет-сетью станции не составит большого труда — это не идущий поезд. Скорее всего, в дальнейшем, когда Wi-Fi будет и на других линиях столичной подземки метро, беспроводную сеть всё же придётся организовать на метровокзалах, чтобы не было разрыва сессии :).
Вероятно, на первоначальном этапе будет сделано только «запоминание» сессии. Т.е. вышли из вагона — связь пропала. Сделали пересадку, сеть поймали — и сессия продолжилась. А уже потом будет рассматриваться вопрос о покрытии самих станций.

  Кроме Каховской линии (пилотный проект), интернет в метро есть также на Кольцевой и Калиниской

Кроме Каховской линии (пилотный проект), интернет в метро есть также на Кольцевой и Калиниской линиях. В трёх депо («Новогиреево», «Северное» и «Черкизово») ведутся работы по оборудованию составов. Сейчас уже утверждён проект сети на весь метрополитен, и компания МаксимаТелеком готова к его реализации.

  На данный момент интернет в метро бесплатный и таковым останется. По договору он и должен быть

На данный момент интернет в метро бесплатный и таковым останется. По договору он и должен быть бесплатным, хотя при этом трафик может быть монетизирован. В проект не заложено ни копейки городских денег — только средства инвесторов. Ограничений на трафик пока нет, но уже видно, что некоторые качают торренты. Скорее всего, будут вводиться какие-то ограничения, если это будет препятствовать общей пропускной способности. Хотя сама сеть получилась очень гибкой и легко масштабируемой.

  После авторизации пользователь попадает на портал vmet.ro, который является стартовой страницей

После авторизации пользователь попадает на портал vmet.ro, который является стартовой страницей при подключении к сети Wi-Fi в метрополитене. Сайт сделан максимально удобным и информативным для пользователей, с постоянно обновляющейся актуальной информацией по нескольким тематикам — новости, кино и сериалы, радио, оплата услуг ЖКХ, мобильной связи, штрафов ГИБДД. Трафика пока нет, но есть возможность его включить. Может, это войдёт в пакет платных услуг.

  Оптический кабель обеспечивает 10 Gbps. Состав же постоянно подключён к сети скоростью от 70 до

Оптический кабель обеспечивает 10 Gbps. Состав же постоянно подключён к сети скоростью от 70 до 100 Mbps. Этого достаточно, чтобы любой желающий мог свободно просматривать в интернете новости, пользоваться почтой и слушать музыку.

  Сейчас точка входа находится на «Новокузнецкой», магистраль протянулась до Кольцевой линии. Пла

Сейчас точка входа находится на «Новокузнецкой», магистраль протянулась до Кольцевой линии. Планируется строительство второго гейта на «Белорусской»-кольцевой. На станциях стоят серверные стойки, откуда оптоволокно тянется к базовым станциям в тоннелях. Они расположены в среднем в 450-ти метрах в длину и в двух метрах в высоту от головки рельсов — на максимально допустимом расстоянии. В тоннелях проложены два кабеля. Второй — это питание от подстанции метрополитена.

На Кольцевой линии всё оборудование было смонтировано за считанные месяцы. В ночное окно, а это два

На Кольцевой линии всё оборудование было смонтировано за считанные месяцы. В ночное окно, а это два часа (по правилам Метрополитена, сотрудники сторонних организаций должны покинуть тоннели к половине пятого, а сами метрополитеновцы — к пяти часам утра), бригада проходчиков (те, кто тянет кабели) укладывала 2-3 километра оптоволокна или 1,5-2 километра силового кабеля. Потом уже осуществлялся крепеж антенн и оборудования.
Вообще, у Метрополитена жесточайшие требования к оборудованию в тоннелях — безопасность пассажиров прежде всего. Так, оборудование прошло испытание на виброустойчивость и ветрозащищённость, электросовместимость.

  Разработан регламент по установке вагонного оборудования на все типы подвижного состава.

Разработан регламент по установке вагонного оборудования на все типы подвижного состава.

  С вагонами в целом всё просто. В головных стоят плавниковые антенны, принимающие сигнал:

С вагонами в целом всё просто. В головных стоят плавниковые антенны, принимающие сигнал:

  В «голове» уже стоит оборудование, раздающее сигнал по точкам доступа. По правде говоря, вдоль

В «голове» уже стоит оборудование, раздающее сигнал по точкам доступа. По правде говоря, вдоль состава протянуто две линии. Основная 1 Gbps, и резервная 100 Mbps — это позволяет передавать данные пользовательских точек доступа Wi-Fi в роутер головного вагона. Каждый головной вагон, как я уже писал, подключён к стационарной сети МаксимаТелеком и интернету по радиоканалу пропускной способностью от 70 до 100Mbps. Доступная пользователям пропускная способность ограничена именно этой величиной.
В каждом вагоне есть точка доступа. В номерных — в торце, а в «Русиче» примерно по центру, под потолочной панелью. Если от состава отцепить одну «голову», то вторая всё равно обеспечит интернет, поскольку фактически состав разделён на две части и каждая является независимой сетью. Причём, вагоны можно расцеплять и переставлять между составами. Никакой дополнительной настройки оборудования после соединения разъёмов не требуется.Кстати, Метрополитен ещё прописал запрет на пользование интернетом машинистами.

  Разные типы вагонов сильно отличаются друг от друга. Например, с номерными работать проще всего

Разные типы вагонов сильно отличаются друг от друга. Например, с номерными работать проще всего. Корпус стальной и толстый — его легко сверлить, а внутри много места. А у «Русича» тонкостенный корпус, надо сделать отверстие не продавив сам металл, не оставив вмятин. Современные вагоны настолько плотно скомпонованы, что найти место под оборудование было трудновато. Кстати, сейчас ведутся переговоры с производителем подвижного состава, и в скором времени, возможно, все вагоны будут оснащаться оборудованием для вай-фая ещё на заводе.

  Бригада из 8 человек оснащает состав из восьми вагонов интернетом в метро «под ключ» за 12 часо

Бригада из 8 человек оснащает состав из восьми вагонов интернетом в метро «под ключ» за 12 часов. Можно сократить это время до 10 часов, но особого смысла нет.

  Все ящики с оборудованием как в вагонах, так и в тоннелях, оснащены капсулами с порошком. В слу

Все ящики с оборудованием как в вагонах, так и в тоннелях, оснащены капсулами с порошком. В случае нагрева капсула взрывается и тушит пожар специальной смесью. К любому оборудованию у Метрополитена есть определённые требования. Например, кабели должны быть не только негорючими, устойчивыми к воздействию грызунов, но и не выделять вредных и опасных веществ.

  За годы эксплуатации каждый вагон приобретает индивидуальность. Всё оборудование приходится под

За годы эксплуатации каждый вагон приобретает индивидуальность. Всё оборудование приходится подгонять на месте. Полая балка, например, запросто может оказаться заваренной, и протянуть провод тогда будет негде. Разве что под полом. Подобных фокусов может быть много, особенно в старом подвижном.

  Спрашиваю Бориса Вольпе о сложностях взаимодействия с Метрополитеном, мол, это огромная бюрокра

Спрашиваю Бориса Вольпе о сложностях взаимодействия с Метрополитеном, мол, это огромная бюрократическая организация. Слышу удивительный ответ: «Вы не поверите, но из всех больших заказчиков Московский метрополитен, пожалуй, самый лояльный и комфортный. Никаких проволочек. Всё делается быстро и вовремя. Огромную помощь в реализации проекта оказывает начальник службы связи. У нас с ним работа 24 часа в сутки. Такого, чтобы в пять всё, рабочий день закончился, нет. Надо — работаем вечером, ночью. Совещание в три часа утра у нас обычное дело. Или в пять, после ночного окна».

  Наиболее популярные среди пассажиров сайты — социальные сети (Одноклассники и Вконтакте), а так

Наиболее популярные среди пассажиров сайты — социальные сети (Одноклассники и Вконтакте), а также крупнейшие информационные ресурсы рунета: Яндекс, Лента.ру, Спорт-Экспресс. Наряду с ними большой популярностью пользуются сайты Метрополитена и Правительства Москвы. Большинство пассажиров подключаются со смартфонов (порядка 85%) и планшетов — до 10%.

  Пиковый трафик (суммарно в обоих направлениях) достигал 581 Мбит/сек в течение часа. Средний тр

Пиковый трафик (суммарно в обоих направлениях) достигал 581 Мбит/сек в течение часа. Средний трафик за прошедшие 30 дней — 182 Мбит/сек. С 26 декабря прошлого года передано 85 Тб данных.

  Метрополитен несмотря на все свои недостатки становится более комфортным и удобным для пассажир

Метрополитен несмотря на все свои недостатки становится более комфортным и удобным для пассажиров!
Также смотрите статьи « Там, где живет интернет » о галактике Google, « Там, где живет социальная сеть » о Фейсбуке и « Стокгольмское метро — художественная галерея ».

Добавить комментарий