Героем нашей сегодняшней публикации выступает 47-летний ЗАЗ-965. Владелец Александр на протяжении нескольких лет восстанавливал автомобиль и теперь не только посещает автовыставки, но и использует “запорожец” в каждодневных делах, для поездок на работу и просто выездов удовольствия ради. Поэтому не будем относить автомобиль к музейным экспонатам, а посмотрим на него глазами владельца. К слову, мы успели как раз вовремя: “запорожец” вот-вот должен быть “законсервирован” на зиму. – “Запорожец” мне достался в 16 лет от отца вместо мотоцикла . На нем я учился ездить, ремонтировать и вообще ухаживать за автомобилем . Занимались машиной вместе с другом. Его не стало в 18 лет – так у меня пропало настроение к “запорожцу”. Поставил его в сырой сарай. После зимы мне стало плохо, когда увидел, во что превратилась машина. В 2001 году я ее продал. И вот пять лет назад выкупил такой же “запорожец” 1969 года у товарища. За время простоя в гараже до кузова добралась коррозия, но критичных повреждений не было. Даже краска “родная” сохранилась!
Начал приводить в порядок. Только днище около месяца вручную зачищал до металла. Лудил все швы, подваривал пороги, углы крыльев и арок – на это ушло около года. Но теперь “жуки” нигде не должны появиться. Еще год шпатлевал. Задний бампер очистился хорошо, а передний был с дефектом – подварил его и подкрасил из баллончика. Специально не стал полировать, чтобы не так бросалось в глаза.
Реклама ?
Перебрал всю подвеску. Она торсионная, шаровых нет, все на “пальцах” и втулках. С запчастями, конечно, проблема. В объявлениях еще можно что-то найти, но надо сильно постараться. В России и Украине вариантов больше, у нас же все “выбрали”. Поэтому с подвеской без токаря никуда. Тормоза “родные”. Как раз недавно удалось купить тормозной цилиндр. А вот главный цилиндр все-таки от “москвича”. Двигатель “капиталился” и переделывался под АИ-92. У людей обычно не получается, а у меня каким-то чудом вышло. Пока режим обкатки, больше 70 километров в час не разгонялся, разве что с горочки пару раз до 80. В гору моторчику тяжело – не хватает мощности. Первый раз выехал 25 июня, с того момента наездил примерно 1500 километров. До перегрева дело ни разу не доходило, но в жару стоять в пробках точно не рекомендуется.
Глушитель из нержавейки делал сам. Как мог, старался повторить оригинальный. Вернее, делал только корпус и трубы, а начинка “родная”. Это же актуально и для проводки: она 1969 года, только восстановленная. Работает даже лампочка в моторном отсеке!
За подфарником ездил в Оршу, обошелся он в 10 долларов. Фары – от “Явы”, корпус – от “жигулей”. В габаритах стекла “родные”, но начинка тоже от “жигулей”.
Бак самодельный, но я пытался повторить оригинальные формы. От “родного” осталась только боковина. Емкость для омывающей жидкости и стеклоочистители “родные”, на последних лишь резинки заменил.
“Родные” замки в дверях заменил импортными. Конструкция оригинальных больно напоминала щеколду дверной ручки. Если на ходу хорошенько тряхнет, то двери и открыться могут. Поэтому с современными замками поставил центральный, чтобы не делать защелок для закрывания. Салон перешивал за 300 долларов – это ткань и кожзам. За лето, правда, кое-какие “косяки” вылезли. Кресла пружинные. В водительском установил мебельные пружины, но пассажирское все равно лучше сохранилось – поменяю позже местами.
Руль полностью из стекловолокна, только спицы “родные” внутри остались. За лето местами появились небольшие ямки – буду доводить до ума. Эмблема внутри самодельная. Токарь вырезал сам элемент, товарищ лазером нанес буквы, а я уже все остальное доделал. Рулевая колонка – из куска полипропиленовой трубы и бутылки от растворителя. Стекловолокно, шпатлевка, эпоксидка – наше все.
Управление фарами, сигналами поворота, “дворниками” – на панели. Вообще этот экземпляр был для инвалидов, потому ножного переключателя между ближним и дальним светом нет, и я не стал переделывать.
Сзади установил колонки на временную полочку. Планирую обтянуть ее “карпетом” и сделать выносной, чтобы перед мероприятием можно было быстро снять! Магнитола китайская от мотоцикла – прячу ее за тряпочками. Резина до сих пор “родная”. Правда, пора искать замену – вылезла “булочка”. Пока удалось найти колесо за 45 рублей. Можно и другую резину поставить, но вид машина сразу потеряет.
Дорого “запорожец” никто не купит, дешево продавать нет смысла. Честно говоря, желания продать в принципе нет. Киркорову на лимузине уделяют меньше внимания, чем этой машине! Дальше Витебска пока не выезжал, участвовал в парочке местных мероприятий. “Добрые” люди, пока фотографировались, все крыло пятой точкой исцарапали.
По ощущениям автомобиль примерно как телега на колесах. Но очень приятная! Обзорность отличная, маневренность в городе просто шикарная. Немного добавлено шумоизоляции, но коробку слышно как в “газоне”. Да и привык уже к ней. В салоне коврик только у меня. Летом ездили с семьей – дочке очень сзади нравится!
В ГАИ зарегистрировал без проблем. Правда, тогда машина не такая красивая была, на лафете. Заставили наждачкой заводской номер продирать, плохо виден был. На техосмотре я сам сразу сказал, что драть номер не буду! И не понадобилось. Правда, проходил я техосмотр целый час, больно всем интересно было “запорожец” рассмотреть.
Суммарно на восстановление понадобилось 5 лет и около 2500-3000 долларов. А еще километры наждачки, кругов и щеток – все стиралось моментально. Каких-либо планов по дальнейшему усовершенствованию, чтобы приблизить его к современным автомобилям, нет. Что ни делай, все равно будет “запорожец”! Пусть остается таким, каким родился, а я буду ездить в свое удовольствие.
Чистить моторный отсек от пыли и грязи необходимо раз в сезон – так прописано в инструкции по эксплуатации. Нарушение этого простого правила было чревато увеличением шансов перегрева двигателя
ЗАЗ-965 – последняя массовая модель с тумблерным переключателем сигналов поворота. У ЗАЗ-966 тумблер хоть и присутствовал, но лишь в ранних моделях
Заднее стекло унифицировано с лобовым: ЗАЗ-965 разрабатывался максимально простым
Автор публикации