Какие опции были доступны только «избранным» водителям в СССР (11 фото)

В Советском Союзе предметы роскоши были наперечет, и одним из них был личный автомобиль. Будь то черная «Волга» или простенький «Запорожец», легковая машина уже сама по себе была объектом гордости владельца и зависти у менее удачливых друзей и соседей. Большинство «обычных» водителей в СССР даже не догадывались, что автомобили одной модели могут чем-то отличаться, кроме цвета и номеров. Но уже в том время для наиболее удачливых советских граждан были доступны элементы роскоши. Чем же, помимо деревянных вставок и кожаной обивки, выделялись внутри машины партийной элиты СССР – далее в нашем обзоре.

СССР роскошь советские водитель водители машина машины автомобили

Автоматическая коробка передач

СССР роскошь советские водитель водители машина машины автомобили

Леонид Ильич Брежнев возле «Чайки». | Фото: iz.ru.

Одной из наиболее полезных опций в автомобиле является автоматическая коробка передач. Благодаря «автомату» уже не нужно часто дергать рычаг КПП, а педаль сцепления вообще убирается из машины. В СССР АКПП начали разрабатывать в конце 1940-х, когда наши инженеры получили доступ к разработками Opel и BMW. Экспериментальные «автоматы» стояли на «Москвичах», мотоциклах М-72, автобусах ЗИС-155.

СССР роскошь советские водитель водители машина машины автомобили

Представительский седан ГАЗ-12 ЗИМ выпускали с 1948 по 1960 год. | Фото: zr.ru.

СССР роскошь советские водитель водители машина машины автомобили

Передачи в ГАЗ-12 ЗИМ переключались подрулевым рычагом. | Фото: автогурман.com.

Но это были единичные машины, доступные только заводским водителям. Первым советским серийным автомобилем с автоматической коробкой передач стал ГАЗ-12 ЗИМ. На самом деле, на этом представительском седане стоял не совсем полноценный «автомат», а механическая коробка с гидромуфтой, которая все же обеспечивала поразительные свойства при управлении машиной. Передач было всего три, причем стартовать можно было, включив любую из них, и двигатель не заглох бы. Ресурс такой трансмиссии был практически не ограничен, в отличие от следующих моделей.

СССР роскошь советские водитель водители машина машины автомобили

Схема переключения автоматической коробки передач автомобиля ГАЗ-21. | Фото: kolesa.ru.

Полноценный советский «автомат» начали ставить уже на ГАЗ-21 «Волга». Конструкция гидротрансформатора и планетарной передачи была подсмотрена у американского аналога Ford Mainline. В данной схеме было предусмотрено три передачи, причем первая – пониженная, а третья – прямая. «Волги» на «автомате» начали сходить с конвейера в 1957 года малыми сериями. Несмотря на множество преимуществ АКПП (плавность хода, более легкое торможение двигателем), были и недостатки. Во-первых, АКПП была значительно сложнее существовавшей на тот момент «механике», а во-вторых, ее обслуживание требовало особых условий, а также специальное высококачественное масло.

СССР роскошь советские водитель водители машина машины автомобили

Советские «Чайки» стали одним из главных автомобилей для правительства СССР и стран Восточного блока. | Фото: mib55.livejournal.com.

СССР роскошь советские водитель водители машина машины автомобили

Кнопки селектора передач ГАЗ-13 «Чайка». | Фото: retrodetal.ru.

Эту же автоматическую трансмиссию получили «Чайки» — модели ГАЗ-13 и ГАЗ-14. Правительственные седаны обслуживались намного лучше, чем машины «простых смертных», но и здесь главными недостатками стали сложности в обслуживании. Зато плавность работы «Чайки» была выше всяких похвал. Автомобили для первых лиц СССР, такие как ЗИЛ-111/114/117, оснащались автоматической трансмиссией, которая обеспечивала по-настоящему царскую плавность при движении.

СССР роскошь советские водитель водители машина машины автомобили

На лимузинах ЗИЛ-117 ездили члены Правительства Советского Союза и кандидаты в члены Политбюро ЦК КПСС. | Фото: lidernews.com.

Кондиционер

СССР роскошь советские водитель водители машина машины автомобили

ЗИЛ-111А – правительственный лимузин с кондиционером. | Фото: 1zoom.ru.

Первый кондиционер, как и автоматическая коробка передач, появился в Америке перед началом Второй мировой войны. А в 1950-е годы это устройство для поддержания комфорта в машине из дорогой экзотики превратилось в популярную опцию. В Советский Союз автомобильный кондиционер попал благодаря Никите Хрущеву, который по достоинству оценил его во время поездок по Штатам.

СССР роскошь советские водитель водители машина машины автомобили

Широкие задние стойки на лимузине ЗИЛ-111Г. | Фото: nn44.org.

Учитывая тенденцию «догнать и перегнать Америку», в Союзе начали разрабатывать собственный «кондей», вот только получить его могли далеко не все водители. Роскошной опции не было даже в «Чайках» ГАЗ-13. На прохладный воздух в салоне могли рассчитывать только пассажиры «членовозов», начиная от ЗИЛ-111А (1959 г.). Прохладный воздух подводился к пассажирам на задних сиденьях, причем каждый из них мог сам регулировать себе температуру. Из-за этих воздуховодов конструкторам машины пришлось сделать очень толстые задние стойки. Сам «кондей» занимал большую часть багажника и весил около 150 кг.

СССР роскошь советские водитель водители машина машины автомобили

Большую часть багажника «Чайки» ГАЗ-14 занимал кондиционер. | Фото: vstyleretro.ru.

Кондиционер прижился на всех дальнейших моделях ЗИЛ, салон которых комплектовался также… тремя «печками». Благодаря этому машина нормально прогревалась даже при -25, и было прохладно летом, что часто является проблемой для черных машин.

А на более «простой» «Чайке» ГАЗ-14, которая появилась в 1977 году, кондиционер комплектовался с двумя отопителями уже в базе. Что интересно, на «Чайке» использовалось японское оборудование Nippon Denso.

Добавить комментарий