Анри Картье-Брессон: 10 советов от классика фотографии (18 фото)

Анри Картье Брессон — один из самых выдающихся фотографов XX веков, основоположник жанра фоторепортажа и фотожурналистики в целом, признанный при жизни гений фотографии. Его творчество по сей день представляет огромный интерес для историков и фотолюбителей. Сегодня мы поговорим о некоторых советах мастер, которые не утратили актуальность и в наши дни.
Фокусируйтесь на геометрии, продумывайте центр и границы кадра Одной из явных особенностей фотографий Анри Картье-Брессона всегда оставалась способность удивительно точного строения кадра. Ему удавалось объединять самые различные и даже противоположные другу другу геометрические фигуры, линии и тени в единое гармоничное целое. Фотограф тщательно продумывал границы кадра и выбор объекта для центрального местоположения. Многие кадры фотографа обрамлены так называемыми «естественными» предметами. Такая многоплановость — один из признаков хорошего удачного кадра.

Присоединяйтесь к сообществу фотографов на https://fotostream.ru, заявите о себе и прокачайте свои навыки в фотографии!

HyBres, Франция, 1932

HyBres, Франция, 1932

Франция, 1959 «Композиция должна быть предметом наших постоянных забот, но во время съемки мы можем

Франция, 1959 «Композиция должна быть предметом наших постоянных забот, но во время съемки мы можем почувствовать её только интуитивно», — не уставал повторять фотограф. Будьте терпеливы, работайте «мягко» «Фотограф должен работать мягко, незаметно, но иметь при этом острый глаз. Не надо толкаться, привлекать к себе внимание, не баламутьте воду там, где собираетесь ловить рыбу», — говорил Анри Картье-Брессон. Эту вечную для фотографии тему — как схватить главный, решающий момент, нажать на спуск затвора секунда-в-секунду с моментом кульминации события — французский фотограф объяснял весьма доступно и просто. Современники отмечали, что Анри Картье-Брессон всегда был очень последовательным и спокойным. При съёмке на улице он мог неторопливо дожидаться момента ,когда кто-то из прохожих окажется в той точке кадра, которая казалась ему идеально подходящей ддля его местоположения: «Иногда бывает так, что проходящих мимо человек делает снимок законченным. Можно ждать какого-то момента, но так и не дождешься без этого человека в кадре». — советовал он.  

Rue Mouffetard, Париж, 1952 (слева). Влюбленные, Париж, 1969 (справа)

Rue Mouffetard, Париж, 1952 (слева). Влюбленные, Париж, 1969 (справа)

Компания, Италия, 1960 Из множества отснятых кадров он оставлял только тот, в котором все элементы —

Компания, Италия, 1960 Из множества отснятых кадров он оставлял только тот, в котором все элементы — прохожие, фон, композиция — были расположены именно так, как задумал автор. Рассуждая о решающем моменте, он признавал интуитивную спонтанность решения фотографа сделать кадр. Путешествуйте, познавайте мир Французский фотограф был страстным любителем путешествий. Он побывал во многих странах мира, фотографировал разные населённые пункты и их жителей. В ходе путешествий он знакомился с людьми, много общался, изучал местные традиции, стараясь проникнуться этой атмосферой. Он не жалел для этого времени: например, чтобы сделать цикл фотографий Индии, он провёл в стране целый год.  

Дублин, 1952 (слева). Беркшир, 1962 (справа). Анри Картье-Брессон был уверен, что знакомство с новым

Дублин, 1952 (слева). Беркшир, 1962 (справа). Анри Картье-Брессон был уверен, что знакомство с новыми культурами и общение с представителями других народов заряжает фотографа творческим вдохновением и расширяет границы мировоззрения. Используйте для съёмки один объектив За долгие годы своего сотрудничества с агентством «Magnum Photos» творчества Анри Картье-Брессон делал кадры с использованием самых разных объективов. Но для личного творчества он предпочитал работать с одним и тем же объективом — 50мм, и оставался верным своему выбору на протяжении десятилей. Он называл объектив «естественным продолжением глаз фотографа» и говорил, что «не хотел жить в мире, где видоискатели в фотоаппаратах показывали фотографу готовые композиционные схемы». Интересно, что сказал бы классик сегодня?

Париж, 1969 Фотографируйте детей Признанный гений фотографии очень любил фотографировать детей, кото

Париж, 1969 Фотографируйте детей Признанный гений фотографии очень любил фотографировать детей, которые всегда выглядели в его фотографиях естественно и непринуждённо. Анри Картье-Брессон часто гулял по городам и снимал портреты случайных прохожих, в том числе и детей. Фотография, на которой запечатлён мальчик, несущий бутылки вина с искренне-торжественным выражением лица, стала известна на весь мир. Должно быть, каждый из нас, глядя на эту фотографию, переносится в собственное детство. Оставайтесь незаметным, не будьте назойливы Каждый раз во время съёмок Анри Картье-Брессон старался оставаться незаметным, слиться с толпой и не афишировать себя как фотографа. По некоторым источникам, зачастую он даже заклеивал блестящие элементы своей камеры чёрной изолентой и накрывал её платком. Сам он одевался скромно, фотографировал быстро, активно перемещаясь из точки в точку, чем просто не успевал привлечь к себе внимание зевак. Брессон не противопоставлял себя окружающим, он чувствовал себя одним из них. И именно благодаря этому люди в его кадрах всегад выглядели естественными, а снимки получались объективными.  

Доктор Спок, 1962 (слева). Без названия, 1952 (справа) Воспринимайте мир как художник Анри Картье-Бр

Доктор Спок, 1962 (слева). Без названия, 1952 (справа) Воспринимайте мир как художник Анри Картье-Брессон умел отлично рисовать. Неслучайно уже в последние годы жизни он вновь вернулся к этому занятию. Поэтому в своих диалогах о фотографии он часто сравнивает кадр с картиной, проводя параллели с художественным творчеством. «Зритель рассматривает фотографию, как законченную картину, картину с композицией, которая постоянно должна притягивать внимание», — говорил он. Все правила создания картины и рисунка мастер перенёс и в фотографию. Не кадрируйте фотографии Анри Картье-Брессон был убеждён, что если композиция кадра смещена, то его нужно считать бракованным и негодным. Фотограф не признавал обрезку уже готовой фотографии, уверенный в том, что композиция может быть пострена только один раз — при съёмке: «Процесс фотографирования — это процесс мгновенного определения события и организации форм, которые и выражают это событие».

Французский писатель Андре Пьейр де Мандьярг, Италия, 1933 Стремитесь к новым вершинам Анри Брессон

Французский писатель Андре Пьейр де Мандьярг, Италия, 1933 Стремитесь к новым вершинам Анри Брессон обладал уникальной по нашим временам способностью: он никогда не «цеплялся» даже за самые удачные свои кадры, признанные именитыми мастерами. Он не тратил время на то, чтобы возводить их в ранг предмета собственной гордости, и вместо этого стремился дальше, вперёд, к новым неизведанным горизонтам. Классик был уверен, что самодовольство может стать препоной для развития творческого человека. Не зря же он повторял: «Твои первые 10 000 снимков — худшие». Не стремитесь сделать как можно большее количество кадров «Не нужно слишком много фотографировать, не надо стрелять, изводя пленку. Это плохой признак. Это все равно, что много есть или пить: человек теряет вкус, теряет форму. И, тем не менее, стоит не забывать, что для того, чтобы получить молоко, надо подоить корову, а чтобы получить масло, нужно очень много молока», — говорил Анри Брессон. Наверное, именно такие, точно подмеченные особенности фототворчества помогли ему достичь настоящих высот в фотографии. Он как никто другой понимал, что такое «золотая середина» в фототворчестве. Признавая, что упорная практика является залоггом успеха, он всегда обращал внимание на то, что любая съёмка должна быть продумана и иметь определённую цель. Смотрите на работы признанных мастеров фотографии, изучайте их творчество и советы, — это никогда не будет лишним для Вашего образования и поиска своего ракурса!  

Анри Картье-Брессон рисует автопортрет, Франция, 1992. Снимок его жены, Мартины Франк

Анри Картье-Брессон рисует автопортрет, Франция, 1992. Снимок его жены, Мартины Франк

Вена, 1931  

Вена, 1931  

Портрет Альбера Камю, Париж, 1944  

Портрет Альбера Камю, Париж, 1944  

Трумен Капоте, 1947  

Трумен Капоте, 1947  

Без названия (слева). Рабочий ЗИЛа в СССР, 1954 (справа)

Без названия (слева). Рабочий ЗИЛа в СССР, 1954 (справа)

Беркшир, 1962  

Беркшир, 1962  

Кашмир, Индия, 1948

Кашмир, Индия, 1948

Дети, играющие в ковбоев, Рим, 1951  

Дети, играющие в ковбоев, Рим, 1951  

Автопортрет Сотрудничая с агентством Magnum Photos, Анри Картье-Брессон делал кадры с использованием

Автопортрет Сотрудничая с агентством Magnum Photos, Анри Картье-Брессон делал кадры с использованием самых разных объективов. Но для личного творчества он предпочитал работать с одним и тем же объективом — 50 мм фикс — и оставался верным своему выбору на протяжении десятилетий. Источник:  http://www.rosphoto.com

Анри Картье-Брессон: 10 советов от классика фотографии

Добавить комментарий