Сегодня без наушников трудно представить нашу жизнь. С их помощью мы не только отвлекаемся от внешнего мира, пытаемся отгородиться от окружающего шума — с ними мы работаем, спускаемся в метро, используем в студиях звукозаписи и на экскурсиях, с ними же «читаем» книги и учим иностранные языки. Наушники прочно влились в нашу жизнь, и сложно представить, как можно обходиться без этих портативных источников звука. Было время, когда об этом не задумывались. Конечно, до тех пор, пока не возникла массовая потребность в портативном воспроизведении.
1880 год
Первые свидетельства портативного прослушивания больше похожи на легенду, но история, описанная ниже, реальна. Импресарио и меценат Эдвард Фрай установил телефонную связь с Музыкальной академией Нью-Йорка и слушал оперы, сидя у себя дома. Эдвард в то время был уже шестидесятилетним инвалидом — он не мог приходить в зрительный зал, но продолжал горячо любить оперу, ведь ей он посвятил всю свою жизнь. Более того, во время прослушивания он всегда держал и просматривал либретто. 1881 год
В этом году Белла Эзра Джиллилэнд придумала и воплотила в жизнь устройство, которое можно считать прототипом современных наушников. Белла работала телефонисткой, и по долгу службы ей приходилось ежедневно по несколько часов держать в руках устройства для телефонной связи (а их в то время было два, приемник и микрофон, и вместе они весили около трех килограммов). Части, прикрепленные к согнутому металлическому основанию, Джиллилэнд повесила на плечи. 1891 год
Французский инженер Эрнест Меркадье патентует набор вставных наушников — предков современных «капелек». Для того времени конструкция была революционной — наушники были в разы меньше и легче громоздких «головных» устройств и даже обладали некоторым эффектом шумоподавления. Патент был зарегистрирован под названием «бителефон».
Кстати, говоря о шумоподавлении, стоит упомянуть американца Амара Боуза. Именно он, будучи ведущим новатором Массачусетского технологического института, разработал систему ANC (Active Noise Cancelling), которая используется во многих продвинутых моделях по сей день. 1896 год
Британская компания Electrophone System предложила потребителям возможность прослушивать трансляции из нескольких церквей и театров страны удаленно. Такое удовольствие стоило 5 фунтов в год. За эту сумму люди получали в пользование деревянный столик с несколькими парами наушников на длинной ручке. Разумеется, возможности самостоятельного выбора музыки у пользователей не было. 1910 год
На вооружении ВВС США появляются «уши» с металлической дугой, располагающейся на голове, а не на плечах. Чертежи и описание предложил Натаниэль Болдуин. 1921 год
Конструкция, предложенная Болдуином, со временем видоизменялась — головной ободок обтягивался кожей или тканью, само устройство было существенно облегчено для комфорта. И в 1921 году на рынки США выходит первая модель наушников CW-834. Устройство продавалось в комплекте с портативным радиоприемником производства компании Western Electric. Несмотря на то что наушники использовали повсеместно, качество звука было отвратительным. С речью устройства справлялись приемлемо, а вот для воспроизведения музыки не годились совсем. 1958 год
Компания, которая смогла встряхнуть мир и выпустить массовые наушники для музыки, изначально занималась производством телевизоров. В 1958 году Джон Косс, используя детали от телевизора, сумел преобразить качество звука. Серийная модель получила название Koss SP-3.
1959 год
Появляется первая модель, созданная для профессионалов, работающих со звуком, — японские наушники электростатического типа Stax (такие наушники демонстрируют высочайшее качество звука). 1979 год
На рынок выходит первый портативный аудиоплеер Walkman. Главным партнером производства стала компания Sony, которая предоставила в комплекте с плеером легкие удобные наушники, открыв тем самым масс-маркет портативных устройств для прослушивания музыки. Далее история наушников стремительно развивается в совершенно разных направлениях. Чтобы создать гармонию между ценой и качеством воспроизведения, компании создают новые конструкции излучателя. 2016 год
В 2016 году на рынок выходят динамические закрытые наушники Fostex TH-900 Black Limited Edition . Несмотря на электродинамический тип преобразования, Biodyna-диафрагма позволяет достичь высокопрофессионального качества звука. Многие профессионалы, работающие со звуком, уже назвали их лучшими закрытыми динамическими «ушами» на сегодняшний день. Для ощущения всей полноты звука потребуется время для прогрева — через 200 часов прослушивания Fostex TH-900 Black Limited Edition выдадут вам настолько полноценный и детальный звук, что при прослушивании оркестровых записей вы услышите, как дышат скрипачи и пианисты шелестят манжетами по клавишам во время игры.
Производители стремятся к высокому качеству звука, а значит, сегодня приходится обращать внимание на то, какая музыка играет в ваших наушниках. Обычный битрейт будет слабоват, а вот качественные записи доставят море удовольствия. Ну и как приятное дополнение — корпус устройства выполнен из древесины японской вишни.
Если сто лет назад создатели наушников стремились выйти на масс-маркет, делая легкие и дешевые модели для повседневного использования, то теперь качеству звука уделяется отдельное внимание. Значит, в скором времени музыкальная культура определенно выйдет на новый уровень. А это не может не радовать.