Каждый день мы разговариваем по телефону, шлем SMS или пользуемся мобильным 3G интернетом. Все это время нас обслуживает оператор мобильной связи. На примере компании «МегаФон» мы расскажем о работе мобильного оператора изнутри.
Рассказывает Слава Степанов
За те несколько минут, которые проходят с начала и до конца разговора, цифровой сигнал от нашего телефона поступает на базовую станцию, обрабатывается коммутатором, и его стоимость подсчитывается специальной биллинговой системой. Данные о наших звонках сохраняются на специальных серверах, чтобы в любой момент мы смогли посмотреть детализацию своих разговоров. Для этого и многого другого оборудование работает круглые сутки, чтобы общение не прекратилось ни на минуту.
Установка базовой станции на антенно-мачтовом сооружении (АМС) – наиболее эффективный способ обеспечить связью трассы и большие территории за пределами города.
Высота антенно-мачтовых сооружений может достигать 85 метров. АМС в соответствии с утвержденным регламентом несколько раз в год проходят обязательную проверку.
Дата-центр — комплексная технологическая площадка, на которрой располагается вычислительное и телекоммуникационное оборудование, а также все необходимые системы кондиционирования и пожаротушения:
К группе телекоммуникационных устройств относятся коммутатор, контроллеры базовых станций, узлы обмена трафиком:
Вычислительное оборудование состоит из промышленной системы хранения больших объемов информации, биллинга и других мощных серверов, которые занимаются высокоточными расчетами:
Коммутатор — «сердце» любого оператора связи. Здесь происходит обработка всех совершаемых абонентами МегаФона исходящих вызовов и входящих звонков из других сетей:
Коммутаторы сотовых компаний соединены друг с другом, и это позволяет миллионам людей общаться между собой, даже если они обслуживаются у разных мобильных операторов:
За неприметными шкафами серого цвета скрываются контроллеры базовых станций. Это оборудование отвечает за взаимодействие базовых станций между собой — например, чтобы у абонента не прерывался разговор при перемещении из зоны действия одной базовой станции в зону действия другого передающего устройства:
Для связи между узлами дата-центра используется оптический (лазерный) кабель большой пропускной способности. Каждый канал в составе этого кабеля меньше толщины человеческого волоса:
Мощные сервера биллинговой системы отвечают за расчет стоимости потребленных абонентом услуг:
Ежесекундно биллинг обрабатывает более 300 звонков, 400 SMS и 40 GPRS-сессий. И все это он делает за короткий промежуток времени между набором номера и первыми гудками в трубке.
Все оборудование дата-центра устанавливается на фальшпол. Конструкция фальшпола выше обычной поверхности пола помещения на 70-100 см, чтобы под ним можно было провести все коммуникации и системы охлаждения. 1 квадратный метр фальшпола выдерживает нагрузку до 2,5 тонн!
Этот шкаф состоит из 48 компактных, но мощных Blade-серверов. Каждый такой сервер в несколько раз превосходит по вычислительной мощности домашний мультимедийный компьютер, а весь шкаф выделяет до 25кВт тепла на 1 кв. м.
В серверах дата-центра используются специальные жесткие диски, отличные от накопителей для офисных или домашних компьютеров:
Они отличаются значительно более высокими скоростями, надежностью и ценой:
Для охлаждения оборудования дата-центра используются прецизионные (особо точные) системы кондиционирования. Одно такое устройство занимает места не больше одного холодильника и равно по мощности 30 обычным кондиционерам, устанавливаемых в квартирах горожан:
В технологических помещениях мобильного оператора используется газовая система пожаротушения, аналогичная системам на атомных подводных лодках:
В случае возгорания находящийся в баллонах газ выводится наружу и за несколько секунд вытесняет из помещения кислород — основной источник процесса горения:
Главный распределительный комплекс дата-центра обеспечивает электроэнергией телекоммуникационное оборудование, и содержит массивные аккумуляторные батареи, которые необходимы на случай отключения питания:
Офис экспресс-обслуживания:
Новосибирский центральный офис экспресс-обслуживания абонентов:
МегаФон стал первым брэндом на рынке телекоммуникаций России, разработкой которого занимались крупнейшие мировые агентства:
Центр мониторинга сети. Предназначен для сбора информации о деятельности большинства компонентов сети мобильной связи в 9 субъектах Российской Федерации:
Центр работает круглосуточно и в нем всегда находится дежурная смена, чтобы максимально оперативно прореагировать на любые возможные неполадки. Центр мониторинга сети является частью единого Федерального центра мониторинга сети МегаФон:
На 32 больших мониторах Центра управления и мониторинга сети отображается информация о работе тысячи базовых станций, междугородних линий связи и даже скорости приема платежей со стороны абонентов:
Call-центр:
Контактный центр абонентской службы сети МегаФон работает 24 часа в стуки. За смену один сотрудник центра отвечает примерно на 300 звонков клиентов компании:
Благодарю компанию «Мегафон» за организацию фотосъемки!
Понравилась статья? Расскажи друзьям: