Nokia N-Gage: история неудачного опыта финских игроделов (12 фото)

На дворе 2001 год. Компания Nokia — лидер мобильной индустрии. Лидеры, как известно, имеют немалый капитал, что позволяет им использовать его в самых различных целях. Компания Nokia, как известно, любила эксперементировать. Идей было много, а финансы позволяли — отчего же не воспользоваться возможностями?

компании известность IT-индустрия истории капитан любить себя самые цель

В 2001 году в компании решили создать молодежный телефон для общения и прослушивания композиций в формате ААС или МР3. Устройство для прослушивания музыки уже было — Nokia Music Player (март 2001). Да-да, Nokia производила музыкальный плеер

компании известность IT-индустрия истории капитан любить себя самые цель

Одной из особенностей этого плеера было то, что он мог использоваться как гарнитура для мобильного телефона (поддерживались Nokia 3310, 3330, 8210, 8250 и 8850). Отмечу и другие возможности девайса. Music Player имел слот для сменяемой карты памяти на 32 МБ, которая могла обеспечить пользователя 1 часом музыки в формате AAC. Питание же было отдельным (одна батарейка ААА) от телефона. Подключался девайс к компьютеру через вездесущий USB Nokia 3310 — легендарный телефон, новые экземпляры которого можно приобрести (хоть и редковстречающиеся) даже сегодня. Имел этот телефон модификацию 3330. Именно этот телефон, а также вышеупомянутый Music Player лег в основу нового телефона — Nokia 5510

компании известность IT-индустрия истории капитан любить себя самые цель

Данное устройство не имело конкурентов. Оно предлагало использовать QWERTY-клавиатуру, которая была разбита пополам. Между половинками клавиатуры располагался экран. Да-да, экран, смотрите сами

компании известность IT-индустрия истории капитан любить себя самые цель

К сожалению, устройство получилось неудобным. Отсутствие конкуренции — не всегда хорошая вещь, ведь пользователям не с чем было сравнить этот телефон. К смартфонам или КПК он не относился, а как телефон был неудобен. Итог: устройство было по-тихому снято с производства. Это был первый опыт Nokia в производстве горизонтально ориентированных телефонов В 2003 году Nokia решила повторить эксперимент. На этот раз компания выпустила все еще телефон на платформе Series 40, который также был ориентирован на молодую аудиторию и имел соответствующий дизайн. Устройство получило название 3300. Отличия от 5510: отсутствие QWERTY-клавиатуры, цветной дисплей вместо монохромного, Series 40

компании известность IT-индустрия истории капитан любить себя самые цель

Для того, чтобы подчеркнуть музыкальные возможности телефона, сюда даже встроили игру DJ

компании известность IT-индустрия истории капитан любить себя самые цель

Устройство 3300 также не смогло добиться тех высот, которые так хотела заполучить и без того лидер Nokia. Продукт остался нишевым и сильно не распространился Чуть позже, в этом же 2003 году настал исторический момент. Компания Nokia представила модель Nokia N-Gage

компании известность IT-индустрия истории капитан любить себя самые цель

Устройство позиционировалось как гибрид карманной приставки и мобильного телефона. Вследствие этого, выглядел он также как и предшественники — 3300 и 5510, переняв их характерные черты: расположение экрана по середние, расположение кнопок по обе стороны от экрана, горизонтальное ориентирование. Игры для N-Gage продавались на MMC-картах памяти, что делало процесс пиратства простым донельзя. Бывало даже так, что при покупке N-Gage, пользователям предлагали купить заодно и игру для смартфона (без игр не было бы смысла покупать сей странный девайс), а пользователи отказывались и признавались в том, что скачают игры из интернета, ведь «этого добра там навалом».

Первый N-Gage имел дисплей с разрешением 176х208, что было больше тогдашнего «стандарта» (128х160). Устройство позволяло играть в качественные 3D-игры

компании известность IT-индустрия истории капитан любить себя самые цель

Игр на момент запуска было всего 30. Были представители известных серий, такие как The Elder Scrools, Tomb Raider, Sonic,Call of Duty. Главным и очень неприятным недостатком модели распространения игр для Nokia было то, что купить их можно было не в каждом магазине, да и сама идея продавать мобильные игры в боксах не укладывалась многим в голову. Дело в том, что устройство само устроено так, что чтобы заменить находящийся в устройстве ММС-картридж с игрой необходимо было выключить устройство, удалить аккумулятор, заменить карту, вставить аккумулятор обратно и включить устройство. Неудобно, правда? Особенно учитывая то, что игру можно было запустить только после того, как ОС загрузится полностью (кстати, там был Symbian S60). Еще одной щепоткой соли на рану был разговорный динамик и микрофон. Качество у них было нормальное, удивляло их расположение. Если вы заметили, то у 5510 и 3300 прорезь динамика расположена в углу, чтобы обеспечить относительное удобство голосового общения. Здесь же устройство приходилось держать ребром. Одна из фотографий редактора статьи о N-Gage даже породила мем Sidetalking

компании известность IT-индустрия истории капитан любить себя самые цель

Вообщем, N-Gage получился недоработанным и также не смог завоевать расположения «карманных» игроков. Стоимость также отразилась на популярности устройства: 200-300 долларов против стоимости на игровые приставки 60-100 долларов. Игры же стоили 30-40 долларов, что, согласитесь, очень немаленькая цифра. Осознав все свои ошибки еще до выпуска устройства (для задавшихся вопросом «А почему не стали дорабатывать и выпускать норм?» скажу, что сроки уже были объявлены и компания не могла просто так взять и перенести дату анонса столь важного устройства), Nokia работала над N-Gage QD — улучшенный N-Gage — еще до начала продаж N-Gage, разработка обоих устройств шла почти параллельно.

N-Gage QD предлагал пользователям почти все, чего так не хватало пользователям N-Gage: динамик на лицевой области, «горячая замена» (на ходу) картриджей, а также N-Gage Arena — онлайн-сервис для игры через Интернет или для хранения своих результатов. Одной из интересных возможностей устройства была возможность играть через Bluetooth. Стоит отметить, что управление профилем N-Gage Arena возможно было и с компьютера. Arena — это сервис, позволяющий общаться единомышленникам, скачивать обои, общаться на форуме, читать новостную ленту и узнавать об анонсах новых игр

компании известность IT-индустрия истории капитан любить себя самые цель

В это же время был выпущен PSP и Nintendo DS. Ограниченные возможности (по сравнению с консолями), ограниченная библиотека игр и завышенная цена — все это повлияло на решение менеджмента компании о закрытии разработки очередной версии N-Gage. Однако, Nokia вложила немало миллионов долларов в бренд и не собиралась просто так от него отказываться.

Так произошло перерождение N-Gage. Новый сервис получил название N-Gage II. Именно сервис, ибо N-Gage II — это программная оболочка, позволяющая играть в игры от N-Gage на обычных Symbian-смартфонах финского производителя. Сервис начал работу в 2008 году, через год после окончания производства N-Gage QD. Официально поддерживалось всего 17 устройств, однако народные умельцы смогли взломать программу, из-за чего взломанная и подписанная версия программы могла работать на любом S60-устройствах. Игры можно было покупать прямо в сервисе по цене, не превышающей 15 евро. Оплата производилась через банковскую карту или с мобильного счета (при поддержке оператора, разумеется)

компании известность IT-индустрия истории капитан любить себя самые цель

Сервис этот был признан умершим спустя год после запуска — в 2009 году, 31 октября, в блоге N-Gage появилось сообщение о том, что сервис закрывается. Все анонсированные, но не вышедшие игры, а также уже вышедшие, будут перенесены на свежий Ovi Store. Приобретенные игры должны будут активированы до 31 марта 2011 года, но использовать их можно будет и после 31 марта 2011 года. Отныне приобретать игры в N-Gage-магазине было невозможно.

Вот такую жизнь прожил интересный, но нишевый проект Nokia. N-Gage мог бы стать бестселлером, однако не самая лучшая модель распространения игр, высокая цена и не самый удобный режим общения на первом N-Gage сыграли отрицательную роль в развитии данной платформы. Тем не менее, компания пыталась, и теперь у нас есть возможность вспоминать о таких интересных устройствах. Отдельные дизайнеры даже представляли себе N-Gage будущего, однако их мечтам не суждено было сбыться…

компании известность IT-индустрия истории капитан любить себя самые цель

Автор: timblaer

Добавить комментарий