Последний Ту-134 (23 фото)

Ту-134 является по-настоящему легендарным советским пассажирским самолётом.

И вот, в новосибирский аэропорт Толмачёво на постоянную стоянку прилетел последний эксплутировавшийся на гражданских линиях в России Ту-134. Борт станет экспонатом музея истории авиации аэропорта.

HD история самолеты

Фотографии wizarden, текст my-aviation.ru

Это был один из самых массовых и востребованных отечественных среднемагистральных лайнеров.

HD история самолеты

История создания лайнера — тоже легенда. Своим появлением самолёт обязан лично Никите Сергеевичу Хрущёву. В начале 1960 года глава советского государства с официальным визитом посещал Францию. Там его внимание привлёк новейший пассажирский самолёт Sud SE-210 «Caravelle», на котором Хрущева доставили на юг страны.

HD история самолеты

Значительно более тихий по сравнению с Ту-104 салон (за счет расположения двигателей в хвосте фюзеляжа на пилонах) произвел на первого секретаря ЦК КПСС столь сильное впечатление, что по возвращении в Москву тот лично дал задание генеральному конструктору Андрею Николаевичу Туполеву создать пассажирский самолёт с аналогичной «Каравелле» компоновкой.

HD история самолеты

Такая схема была новой для авиаконструкторов, и имела как неоспоримые достоинства — низкий уровень шума в салоне, чистое крыло, снижение нагрузок на фюзеляж от реактивных струй, так и явные недостатки — необходимость укрепления и утяжеления конструкции хвоста, смещения центра тяжести и крыла назад, усложнение конструкции и доступности горизонтального оперения новой, Т-образной формы.

HD история самолеты

Интересным фактом является и желание французов поставлять «Caravelle» в СССР, на что, конечно, руководители нашего государства, пойти не могли по идеологическим соображениям.

HD история самолеты

Хотя на заводе в Харькове только что началось серийное строительство ближнемагистрального Ту-124, в КБ сразу приступают к созданию новой машины. Руководитель программы конструктор Дмитрий Марков (а затем Леонид Селяков) начинает с основы — самолёта Ту-124 (новый проект долгое время именовался Ту-124А): фюзеляж был удлинен на 6.6 м, новые двигатели П. А. Соловьева Д-20П-125 перенесены из корневой части крыла в гондолы в хвосте; крыло и хвостовое оперение спроектированы заново.

HD история самолеты

Размах крыла Ту-134 составил 29 метров (на Ту-124 — 25.55 м). Крыло оснащалось двухсекционными элеронами, приводимыми в действие сервокомпенсаторами и триммерами. Работой закрылков управляла электромеханическая система, интерцепторов — гидравлическая система.

HD история самолеты

Профиль нового крыла также был изменён. Однако, диаметр фюзеляжа, нос, шасси остались «в наследство» от Ту-124. Остался неизменным и застекленный фонарь рабочего места штурмана. В целом новый ближнемагистральный лайнер (его предназначение — перевозить 50-60 пассажиров с крейсерской скоростью 700-800 км/ч на расстояния до 1500 км) являлся логическим продолжением предыдущих реактивных самолётов Туполева.

HD история самолеты

Работы шли достаточно быстро, и уже 29 июля 1963 года Ту-124А с номером СССР-45075, пилотируемый экипажем Александра Калины впервые поднялся в воздух. Начавшиеся вскоре испытания выявили проблемы срыва и сваливания, выхода из строя двигателей при посадках на мокрые ВПП, резкого ухудшения устойчивости и управляемости при значительных отклонениях руля направления.

HD история самолеты

За три года все выявленные проблемы были решены изменением конструкции планера (самым заметным из них было увеличение площади горизонтального оперения на 30 %) или введением ограничителей. 6 ноября 1964 года испытания самолёта были завершены и уже в сентябре 1967 года новый самолёт вышел на линии Аэрофлота, в том числе и международные, а уже в следующем, 1968 году начались поставки Ту-134 на экспорт.

HD история самолеты

Итого, с момента появления идеи в 1960 году до выхода на линию нового самолета прошло всего 7 лет! Умели раньше работать.

HD история самолеты

К этому времени новый самолёт получил в Польше сертификат по британским нормам лётной годности. Всего Ту-134 эксплуатировался не менее чем в 13 иностранных государствах, в основном, социалистических странах Восточной Европы, Азии и Африки. Первоначальный вариант самолёта не был оснащен реверсом, и для торможения применялись парашюты. В целом, изменения в конструкцию и внешний облик Ту-134 вносились буквально на ходу, по результатам испытаний и по мере совершенствования оборудования кабины и салона.

HD история самолеты

Уже через 3 года, в 1969-м, была готова новая версия — Ту-134А: самолёт был удлинен на 2.1 м, и получил новые двигатели Д-30 II серии, оснащённые реверсивным устройством, вспомогательную силовую установку, новый обтекатель носка киля, редуктор постоянной скорости, систему кондиционирования воздуха.

HD история самолеты

Всё это обеспечивало комфорт пассажиров, удобство для экипажа и технического состава. Кроме того, количество пассажиров было увеличено до 76. Эта модификация является самой массовой по количеству выпущенных экземпляров. Она имеет несколько разновидностей, самой необычной из которых являются экспортные Ту-134А, которые поставлялись на экспорт в ГДР, Чехословакию, Сирию, Югославию, Венгрию, КНДР и ряд других стран.

HD история самолеты

Эти самолёты вместо остекленной кабины штурмана оснащены обтекателем бортовой РЛС «Гроза». Такой же внешний облик был позже стандартным для варианта Ту-134Б.

HD история самолеты

Харьковский завод с 1966 года перешёл на выпуск Ту-134 (взамен Ту-124), и в год производил в среднем 50-70 самолётов, ставших самыми популярными реактивными самолетами в своём сегменте в Восточной Европе.

HD история самолеты

Массовое строительство Ту-134 закончилось в 1984 году, а последние экземпляры лайнера были выпущены в 1989 году. Всего было построено 854 самолёта всех модификаций, из которых к настоящему моменту в лётном состоянии находятся около 125, а 69 были потеряны в авариях и катастрофах. Среди поздних вариантов самолёта нельзя не отметить военные модификации Ту-134Ш (для подготовки штурманов дальней и фронтовой бомбардировочной авиации) и Ту-134УБЛ (специальный вариант с носовой частью от Ту-22М: гораздо дешевле оказалось тренировать лётный состав морской и стратегической авиации на этом самолёте, чем на Ту-22М или Ту-160).

HD история самолеты

Эти самолёты, построенные специально или переоборудованные из бывших в эксплуатации гражданских лайнеров, до сих пор остаются на службе в ВВС России.

HD история самолеты

Самыми поздними вариантами стали Ту-134А-3 / Ту-134Б-3, оснащенными модернизированными двигателями Д-30 III серии, и Ту-134СХ, предназначенные специально для мониторинга сельскохозяйственных угодий с помощью специальной аппаратуры.

HD история самолеты

В конце 1980-х — начале 1990-х гг самолёты Ту-134 и Ту-154 перевозили до 75 % пассажиров Аэрофлота (в 1991 г. был перевезён пятисотмиллионный пассажир Ту-134), а после распада СССР и образования на базе региональных управлений Аэрофлота бесчисленных новых авиакомпаний Ту-134 и Ту-154 продолжали составлять основу их флота. В начале 2000-х гг. парк Ту-134 стал стремительно устаревать, особенно на фоне начавшегося массового ввоза в Россию самолётов иностранного производства.

Особенно важным фактором стала топливная эффективность (понятно, что Ту-134, разработанный 50 лет назад конкурировать с новыми лайнерами не в состоянии) и шум на местности.

HD история самолеты

Увы, но спроектированный в своё время с подачи Н. С. Хрущёва «тихий» Ту-134 был относительно тихим только внутри. После ужесточения европейских требований по шумам,самолёт уже не мог летать в их аэропорты.

HD история самолеты

Тем не менее, Ту-134, пусть и в небольших объёмах, но всё же нашёл свою нишу в сфере VIP-перевозок. Несколько самолётов были переоборудованы в люксовые варианты, в которых пассажиры могут с полным комфортом совершать полёты. Карьера Ту-134 заканчивается: все крупные авиакомпании уже вывели его из регулярной эксплуатации.

HD история самолеты

Понравилась статья? Расскажи друзьям:

Добавить комментарий