«Мимолётные» снимки случайных прохожих и портреты знаменитостей в советских фотографиях Инге Морат. Инге Морат (Inge Morath) родилась в Австрии в 1923 году. После средней школы изучала европейские языки в Берлинском университете. Родным для Морат был немецкий, но она также свободно говорила и писала на французском, английском и румынском, а позднее освоила русский и китайский языки. В послевоенные годы Инге работала переводчиком и журналистом. В Вене она познакомилась с фотографом Эрнстом Хаасом и писала статьи, которые иллюстрировала его снимками. В 1949 году Морат и Хаас получили приглашение от Роберта Капы присоединиться к «Магнум Фотос» в Париже, где Инге приняли в должности редактора. Разбирая работы Анри Картье-Брессона, которые он присылал в офис, она буквально очаровалась. «Думаю, изучая его способ фотосъёмки, я научилась фотографировать до того, как взяла фотоаппарат в руки», – сказала Инге.
В 1953 году она показала свою первую крупную фотосерию «Рабочие священники Парижа» и стала одной из первых женщин (наряду с Евой Арнольд), принятых в знаменитое фотоагентство «Магнум Фотос». В последующие годы Инге много путешествовала по Европе, Северной Африке и Ближнему Востоку. Её ранние работы отмечены игривым сюрреализмом. А в своих зрелых произведениях Морат документировала стойкость человеческого духа в чрезвычайно трудных ситуациях, а также проявление восторга и радости. Писатель Филип Рот, которого Инге фотографировала в 1965 году, описал её как «самую привлекательную, бодрую и, казалось бы, безобидную вуайеристку». Инге Морат впервые посетила СССР в 1965 году. Она приезжала вместе со своим мужем, прозаиком и драматургом Артуром Миллером, поэтому была вхожа в круг, недоступный для большинства иностранных туристов. Инге пировала с поэтами-лауреатами Нобелевской премии, посещала отдалённые деревни, которых, казалось, не коснулась революция; тесно сдружилась с художниками и писателями, в чьём творчестве воплотилось представление о русской душе. Россия и Китай стали любимыми местами путешествий Морат. В 1969 году вышла её книга «В России» (In Russia), текст для которой написал Миллер. А в результате последующих поездок в 1991 году появился сборник «Русский журнал» (Russian Journal). На этот раз с текстами Евгения Евтушенко и Андрея Вознесенского. После смерти Инге в 2002 году члены «Магнум Фотос» учредили в её честь премию в размере 5000 долларов, которую ежегодно выдают женщине-фотографу для работы над документальным проектом. Для нас же память о Инге Морат увековечилась в её фотосериях из СССР, куда она любила приезжать и фотографировать.
Иосиф Бродский на крыше Петропавловской крепости, 1967
Маленькая девочка ждёт гостей своих родителей к ужину, 1989
Вечер в доме Зураба Церетели, 1990
Музы в саду усадьбы Останкино, 1985
Андрей Достоевский, 1967
Андрей Вознесенский, 1967
В Третьяковской галерее, 1965
Белла Ахмадулина, 1985
Чёрное море, Коктебель, 1989
Молодожёны и памятник неизвестному солдату, 1989
Цирковое училище, 1989
На Красной площади, 1988
Ужин с Евгением и Машей Евтушенко, 1990
Элем Климов, 1987
Ломоносов
Эрнст Неизвестный, 1967