Мечты должны сбываться!
Очень хотелось попасть на настоящий рудник, хотелось посмотреть настоящую разработку руды. И вот, в прошлом году я отправился в Норильск. Там я прочитал лекцию по промышленной фотографии и посмотрел медный завод. Там же сбылась одна из моих мечт — я спустился на 1300 метров в рудник «Таймырский», где идет добыча сульфидных медно-никелевых руд.
Фотографии и текст Александра «Russos» Попова
Рудник начали строить в 1974 году и вскрытие залежей руд было произведено шестью стволами. Самый глубокий ствол рудника сейчас уходит более 1500 метров вниз, причем по плану его доведут до отметки 1800.
В Норильске компания разрабатывает три месторождения («Октябрьское», «Талнахское» и «Норильск-1») из пяти рудников — «Заполярный», «Комсомольский», «Октябрьский», «Таймырский» и «Скалистый». Каждый рудник осваивает свою часть месторождения и разные горизонты. Например, рудник «Октябрьский» ведет добычу до 900 метров. А начиная с этой отметки уже работает «Таймырский».
Во время норильской экспедиции в 1920 году на Хараелахе побывал Н. Н. Урванцев, обнаружив здесь богатые месторождения каменного угля, но выходов окисленных сульфидных руд, подобных норильским, им встречено не было. Разработка месторождений Хараелаха и строительство рабочего посёлка начались после обнаружения здесь экспедицией Г. Д. Маслова в 1960 году богатого месторождения медно-никелевых полиметаллических руд. 24 августа 1960 года была заложена первая скважина, с которой начался Талнах.
На фотографии видны две башни, слева — копры рудника «Комсомольский»:
В 1964 году Талнах получил статус рабочего посёлка, в 1982 году — статус города. В 2004 году Талнах был лишён статуса города, был включён в городскую черту города Норильска и в 2005 году преобразован в административный район города Норильска. Пейзаж города суров, но по-своему красив.
Норильская теплоэлектроцентраль №2 (ТЭЦ-2) построена в период с 1965 по 1989гг. по проекту Ленинградского отделения института «Теплоэлектропроект» и предназначена для покрытия тепловых нагрузок Талнахского промрайона и жилого комплекса г.Талнах, и отпуска электроэнергии ГМК. Установленная мощность 425 МВт.
Один скиповый подъем (Скип — подъёмный, саморазгружающийся короб (клеть), служащий для подъёма сыпучих и мелкокусковых грузов, движущийся с помощью канатов по направляющим приспособлениям скипового подъёмника. Скипы служат для подъёма на поверхность угля, руды и других полезных ископаемых в горнорудной и металлургической промышленности. Их также применяют для загрузки шихты в доменные печи.) и один клетьевой. Вот эти два ствола уходят сейчас на глубину 1500 метров. Нам туда!
Чтобы вы хоть примерно представляли, что такое рудник. И объем его выработок:
Ламповая. Здесь заряжают налобные фонари. На шахте они называются коногонками. Она же лампа, правильное название — светильник головной — индивидуальный осветительный прибор, используемый шахтёрами. Название произошло от профессии коногона — рабочего, сопровождающего поезда подземной конной откатки. Именно его «несут с разбитой головой» в старинной горняцкой песне. Коногоны первыми стали носить рудничную лампу на околышке головного убора. Сейчас это не только светильник головной. В них встроен маяк, который с помощью подземной системы пеленгации может отслеживать перемещения всех шахтеров.
По технике безопасности, отделена от самого ствола. За вертушками проход уже к клетям:
Заходим в клеть и спускаемся на отметку 1100 метров. С неё начнем осмотр рудника и уже своим ходом спустимся на 1300. Клеть едет быстро, уши закладывает.
Сотни километров подземных выработок только на одном руднике. Вот тут я прекрасно понимаю, что без сопровождающего я скоро заблужусь. Не, выберусь конечно, но не сразу. Чего уж там, я был впечатлен, конечно.
Пешком доходим до подземной станции. Далее шахтные автобусы развозят по месту работы.
Первый маршрут не мой. В шахте строжайшие меры безопасности. Расписаны правила поведения людей, техники, кто кому и как уступает. Этот тот случай, когда не соблюдение правил чревато.
«Автобус» уезжает куда-то в даль.
Я там проникся, причем сразу. Все очень необычно, по сравнению с метростроевской шахтой.
К запасному выходу, вентиляционному стволу 2.2 километра. Всего лишь.
Едем! Наш водитель по памяти ориентируется в выработках. А их длина там более 500 километров, что сопоставимо с Московским метро. И это только на одном руднике!
Из-за углов выезжают какие-то самосвалы, буровые и просто неведомые транспортные средства. «Вспомнить все» — единственная ассоциация. Первая остановка на рабочем горизонте. Здесь идет добыча руд или подготовка к ее добыче.
Первая остановка на рабочем горизонте. Здесь идет добыча руд или подготовка к ее добыче.
Сейчас идет обуривание забоя для шпуров, в которые будет заложена взрывчатка.
Всего на руднике работает около 1800 человек. Добычу ведут снизу вверх. Т.е. проходят нижнюю штольню, потом бурят наклонные скважины вверх. Закладывают взрывчатку и откалывают породу. Потом из верхней штольни получившийся штрек будят бетоном.
А это уже рабочий штрек. Породу вывозят на таких погрузчиках.
А вот погрузчик заезжает внутрь без водителя. Он им управляет по радиопульту. Вообще, этот рудник один из самых технологических в компании:
Едем дальше.
Одна из множеств подземных развилок. Мы уже спустились на горизонт 1300 метров и идем к стволу обратно.
Но по дороге заглядываем на опрокидыватель вагонов:
Здесь руда из вагона попадает в дробилку, а потом в скиповый подъемник.
Опрокидыватель:
В опрокидыватель заезжает сразу два вагона. Они не расцепляются, сцепка позволяет крутиться на 360 градусов. Раз — и готово. Вся руда в бункере.
В целом очень красивое и атмосферное место.
Уже все, время вышло. Сопряжение двух штолен. Мне идти налево — там выход.
За дверью так называемый вокзал — зона ожидание клети.
Понравилась статья? Расскажи друзьям: