Гибель «Максима Горького»: истинные причины катастрофы самолета-гиганта спустя 75 лет (5 фото)




Стальной гигант «Максим Горький». В теплый субботний вечер 18 мая 1935 г. сотни зрителей собрались, чтобы понаблюдать за полетом самолета-гиганта АНТ-20 «Максим Горький». Вначале все шло в штатном режиме, ничего не предвещало беды. Но полету так и не суждено было завершиться. Страшная катастрофа унесла жизни 48 человек, в числе которых были члены экипажа самолета, инженеры, их семьи. Что на самом деле случилось в тот роковой день?

полет катастрофа катастрофы гиганты май экипаж человек инженер

Стальной гигант

полет катастрофа катастрофы гиганты май экипаж человек инженер

Размеры самолета поражали. «Максим Горький» — крупнейший пассажирский самолет своих лет, создавался с целью впечатлять. Идея строительства стального гиганта принадлежала журналисту Михаилу Кольцову. Самолет решили назвать в честь великого русского прозаика Максима Горького, и приурочить его создание к 40 летнему юбилею литературной деятельности писателя. Всего за год было собрано 6 млн. рублей по всей стране, а уже в 1934 г. «Максим Горький» совершил свой первый полет.

полет катастрофа катастрофы гиганты май экипаж человек инженер

Самолет на этапе строительства. Размеры гиганта поражали. Размах крыльев самолета составлял 63 м., а масса — 43 т. Самолет одновременно мог уместить 8 членов экипажа и 72 пассажира. Меньше чем за год «Максим Горький» установил сразу же 2 мировых рекорда, доставив 10 и 15 тыс. тонн груза на высоту 5 км. На легендарном самолете успел полетать не менее известный писатель Антуан де Сент-Экзюпери в начале 1935 г.

Авария

18 мая 1935 года «Максим Горький» взлетел с Ходынского аэродрома вместе с двумя истребителями. С Р-5 велся кинорепортаж полета, а И-5 выполнял фигуры высшего пилотажа для придания полету гиганта большей зрелищности. Внезапно И-5 с летчиком Благиным на борту слишком близко приблизился к кабине «Максима Горького», а затем резко пошел вверх для исполнения фигуры «мертвая» петля. Войдя в высшую точку маневра, истребитель замер, потерял управление и начал стремительно пикировать прямо в самолет.

полет катастрофа катастрофы гиганты май экипаж человек инженер

«Максим Горький» за несколько минут до катастрофы. И-5 на полной скорости протаранил крыло самолета, повредив один из его двигателей. Несмотря на сильнейший удар, «Максим Горький» продолжал лететь. Но оторвавшийся позже хвост истребителя попал в самолет и повредил его органы управления. Гигант начал разваливаться на куски и рухнул на землю

Расследование

Трагедия потрясла всех. Новости газет пестрили заголовками, посвященными аварии. Началось расследование, которое проводили сотрудники НКВД в строгой секретности. Естественно в крушении «Максима Горького стали обвинять пилота истребителя Николая Благина. Сообщалось, что летчику было запрещено выполнять любые фигуры высшего пилотажа. По информации Novate.ru, летчику на момент полета было 38 лет. Благин был опытным пилотом с 15 летним стажем. Примечательно, но Благин был учеником главного пилота «Максима Горького» Михаила Громова. По удачному стечению обстоятельств Громов незадолго до катастрофы лег в госпиталь и не смог сесть за штурвал «Горького».

Хоть Благина и винили в катастрофе, он был похоронен вместе с экипажем и пассажирами, а его жене была выплачена посмертная субсидия.

полет катастрофа катастрофы гиганты май экипаж человек инженер

Мемориальная доска в память погибшим. Это вызвало некоторое негодование у жителей страны. Долгие годы не было известно никаких других фактов и истинных причин происшествия. Все по-прежнему считали, что Брагин, несмотря на запрет, совершал опасные маневры, что и привело к крушению. И только в 2010 г. был опубликован засекреченный протокол с результатами расследования 75 летней давности.

В документе указывалось, что при допросе очевидцев, было выяснено несколько интересных фактов. Незадолго до вылета к Благину и пилотам «Максима Горького» подошли сотрудники кинофабрики, которые вели кинохронику события и, сославшись на указ «сверху», попросили добавить в полет элементы высшего пилотажа. Таким образом, Благину не оставалось ничего другого, как выполнять указ руководства. Результаты расследования были засекречены, а кинохроника уничтожена. Почитайте также о трех крупномасштабных катастрофах в СССР, о которых власти тщательно замалчивали.









Добавить комментарий